Когда мы только затевали историко-познавательную экспедицию, посвященную 350-летию спуска на воду первого русского военного парусного  корабля «Орёл», то даже и предположить не могли, что наш экскурс в далёкое прошлое превратиться в настоящие приключения с элементами хоррора.

Переправы и погони, мели и бездонные омуты, полтергейсты и совершенно необъяснимые совпадения, неожиданные открытия и встречи с удивительными людьми, работа в пыльных архивах и рискованные прогулки на краю речных обрывов, масса впечатлений, далеко не все из которых оказались приятными – всё это стало реальностью на пути членов команды экспедиции «Искателей истины», которые решили воскресить полузабытые страницы отечественной военно-морской истории.

В начале славных дел

В №9/2018 нашего журнала  мы начали рассказывать о необычном проекте журналистов издательского дома «Чудеса и приключения»: походе по маршруту, которым 350 лет назад прошёл корабль «Орёл» с командой подлинных авантюристов с верфи в подмосковном селе Дединово до Астрахани, а затем и Каспийского моря. Нас поддержали  единомышленники из Московского краеведческого общества и ряда российских музеев.  Экспедиция стартовала знойным утром накануне Дня Военно-Морского флота и в мистический день полного лунного затмения. И это во многом необычное обстоятельство задало тон всем дальнейшим событиям – от рискованной переправы через Оку, блуждания в прибрежных зарослях мелководной речки Цны до странного знамения у стен дединовского Троицкого храма и появления миража фрегата на глазах у десятка людей в туманных водах Волги. Мы так прониклись судьбой «Орла», его строителей и экипажа, настолько глубоко погрузились в атмосферу той эпохи, что буквально почувствовали на себе дыхание XVII  века. Самым удивительным стало подтверждение давно бытовавшего факта: кто ищет — тот всегда найдёт. Старинные книги, малоизученные архивные документы, передаваемые из уст в уста на протяжении многих поколений легенды – всё это в одночасье обрушилось на нас как из рога изобилия. Корабль «Орёл», который украшает знамя издательского дома «Чудеса и приключения», будто ожил. Фрегат стал не просто главным героем нашего исследования, но и своеобразным покровителем экспедиции «ИИ-2018».

Забегая вперед, отметим, что наша экспедиция продолжится и в следующем году. Хронологически это вполне объяснимо. В мае 1668 года корпус «Орла» был спущен на воду Оки с верфи села Дединова. До начала навигации следующего, 1669 года, корабль оснащали мачтами, такелажем, якорями. Затем судно с командой опытных голландских моряков отправилось в плавание по Оке, Волге, до дельты Астрахани, а затем вышло на просторы Каспия. Мы планируем пройти по этому пути, используя, прежде всего, легендарные записки парусных дел мастера  Яна Стрейса (Стрюйса), которые были опубликованы в Амстердаме в 1676 году. Так что наших читателей  в  2019 году ждёт захватывающее путешествие-приключение по городам и весям современной России в погоне за призраком «Орла».

Спасаясь от грозных опричников

Началась наша экспедиция в подмосковном селе, о славной истории которого здесь и сейчас говорит многое:  экспозиция в краеведческом музее, наполненная рисунками и моделями «Орла», высоченная стела на месте бывшей государевой верфи, необычный храм, сама атмосфера местности, которая переносит нас в баснословно далёкое прошлое.

 По одной из легенд село Дединово основали новгородцы, бежавшие с Волхова на берега Оки после кровопролитного погрома их родного вольного города опричными войсками царя Ивана Грозного в январе 1570 года. История того загадочного похода нашла своё отражение в сохранившейся «Повести о разгроме Великого Новгорода», написанной почти что по горячим следам – в первой четверти XVII века. Местные же, дединовские предания, хранят память о трудностях первопоселенцев,  о том, как им приходилось скрываться в оврагах и в наскоро сооруженных землянках от преследователей – опричников с прикреплёнными к их сёдлам метлами и волчьими головами, о спрятанных от государевых верных слуг несметных новгородских сокровищах.

В середине XVII века Дединово уже известно как государево село, крестьяне которого преуспели в корабельном деле до такой степени, что  здесь, на берегу полноводной Оки, появилась первая  в Московском царстве государственная кораблестроительная верфь. В те времена Дединово считалось своеобразным пригородом мастеровой Коломны, хотя находилось  село от древнего города довольно далеко. Но именно коломенские «плотники струговые» и передали дединовцам особенности строительства плоскодонных судов, приумножив тем самым новгородскую традицию строительства  лодий, способных плавать не только по глубоким рекам, но и по озёрам и даже прибрежным водам морей. Так, в документах,  хранящихся в Российском государственном архиве древних актов, мы нашли запись, о том, что весной 1668 года «…по наряду из приказа Большого Дворца в селе Дединове и  в иных ловецких селах для выгрузки государева хлеба, который из дворцовых сёл будет прислан по водяным путям», было  «велено  сделать к нынешнему вешнему водяному пути тех сел крестьяны шездесят стругов новых, да им же вычинить к весне же стародубских семь стругов». Поэтому нет ничего удивительного в том, что и строительство большого парусного военного корабля царь повелел учинить в Дединово.

На сегодняшний день мы обладаем достаточными сведениями, чтобы хорошо представить себе, кто и как строил по указу царя Алексея Михайловича легендарный «Орёл». Об этом мы обстоятельно расскажем в наших последующих публикациях, а пока отметим, что и в петровские времена Дединово не утратило своего судостроительного значения. Более того: именно сюда Пётр I повелел доставить лодку – коломенку, ставшую своеобразным общероссийским эталоном, по которому государь велел строить речные суда. С 1718 года коломенка хранилась под специальным навесом, а вскоре специально для неё при Троицком храме был сооружен кирпичный Никольский придел, который сохранился до наших дней. Его внутренняя длина  достигает 17 метров, а это значит, что и коломенка была не менее пятнадцати метров в длину. Эта лодка хранилась в храме до середины XIX века. Когда судно совсем уж прогнило, дединовцы сделали точную его копию, простоявшую уже до советских времен.

Александр Нефедов

Продолжение читайте в №10/2018 журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , , ,