Летом прошлого года издательский дом «Чудеса и приключения» снарядил и отправил в долгое путешествие во времени и пространстве историко-познавательную экспедицию по следам легендарного парусного корабля «Орёл». Первые журнальные публикации с мест событий, развернувшихся 350 лет назад, не остались без внимания читателей. Сегодня мы продолжаем рассказ о ходе полевых и архивных исследований, посвящённых изучению судьбы «дедушки русского флота» и некоторых не менее легендарных членов его команды.

Наши поездки по тем местам, которые реально были связаны с историей рождения (1668), плавания по Оке и Волге (1669) и гибели «Орла» (1670) – от места строительства судна на верфи в подмосковном селе Дединове, что на берегу славной реки Оки, до Астрахани – города-ворот в Хвалынское море, как в те времена называли Каспийское море, от посещения музеев в Луховицах, Коломне, Касимове и ряде других городов до долгих часов, проведённых в пыльных госархивах, показали, что тема изучения становления российского флота поистине неисчерпаема. А ещё – полна тайн, загадок и недомолвок.

Взять хотя бы историю, связанную с именем капитана «Орла» голландца Давида Бутлера. Бытующая по отношению к нему версия предательства и трусости впервые была озвучена ещё в первой половине позапрошлого века. Первоисточником стали «Списки лицам, начальствовавшим в России морскою частью, от учреждения корабельного приказа (1667) до настоящего положения» (СПб.: тип. Греча, 1831). Приведём пусть длинную, но характерную цитату. «Когда Царь Алексей Михайлович завоевал города Адзель и Кокенгузен, при устье реки Двины лежавшие, то поручил управление сею страною Думному Дворянину А.Л. Ордину-Нащокину. Знаменитый муж сей воспользовался подвигами Монарха своего, и завёл там торговый флот. Впоследствии, по заключении мира со Шведами, возвращены им были сии места, и Ордин-Нащокин перенёс верфь свою из Кокенгузена в село Дедново.

Здесь построил он корабль «Орёл» и яхту, назначенные для защиты Астрахани против Волжских разбойников. Трусость Голландского Капитана, кораблём сим начальствовавшего, была причиною, что он взят был Стенькою Разиным и сожжён». Нам удалось отыскать уникальный документ, который был переведён в 1879 году и на следующий год издан в журнале «Русский архив» (М.: тип. Лебедева, 1880, т. 18, книга 1). В более чем пространном письме, которое капитан Бутлер назвал «Ужасная резня в городе Астрахани», очень подробно рассказывается о захвате этого волжского города отрядами Степана Разина, об отношении восставших к иностранным морякам и о печальной судьбе «Орла». Позднее мы подробнее расскажем об этом документе, на основании которого наше отношение к привычному образу народного освободителя Разина, простите за каламбур, разительно меняется.

Не менее любопытна и судьба одного из строителей «Орла» и участника плавания судна по Оке и Волге до Астрахани и по Хвалынскому морю. Стрейс, Стрюйс, Струс, даже Струф и Страус и, наконец, Штраус – так на все лады называли в русских документах и исторических исследованиях человека, который приобрёл себе славу неутомимого путешественника. Он родился в Голландии, которая в то время только обретала свободу и независимость. Такого же характера был и Ян Стрейс, сбежавший от строгого отца, всё же успевшего обучить его «хорошему ремеслу, парусному делу».

В 1647 году юноша нанялся на корабль «Святой Иоанн Креститель», снаряжённый в Амстердаме генуэзцами вместе с другим кораблём «Святой Бернард» для торгового плавания. Эти корабли – одновременно торговые, военные и разбойничьи, на пути из Генуи в Суматру захватывали мелкие судёнышки, грабили побережья, расправлялись с туземцами. Наконец, они и сами попали в плен к голландцам. Затем Стрейс перешёл на службу к Ост-Индской компании, побывал в Сиаме, на Формозе (о. Тайвань), в Японии. Вернувшись в 1651 году в Голландию, он через четыре года снова ушёл в плавание, попал в Ливорно, нанялся в Венеции в морскую армию, воевал с турками, был пленён, но успешно бежал. В 1657 году он женился и обзавёлся семьёй, но, живя в Амстердаме, не оставлял помыслов о дальнейших путешествиях. В 1668 году, узнав, что уполномоченный московского царя набирает людей для плавания по Каспийскому морю, он нанялся парусным мастером и отправился со шкипером Давидом Бутлером, назвавшим себя капитаном, в неизвестную ему Московию. Он принимал участие в строительстве «Орла», проехал через всё тогдашнее Московское государство от Новгорода до Астрахани. Стрейс был свидетелем восстания Степана Разина, подвергался опасности быть убитым казаками, бежал вместе с другими матросами на шлюпке по Каспийскому морю. В Дагестане их всех обратили в рабство. Стрейса выкупил польский посланник в Шемахе, а в 1671 году, заплатив выкуп своему хозяину, он выбрался из Персии, прошёл с караваном из Исфагана в Гомбрун, откуда морем отправился в Батавию, где снова поступил на службу к Ост-Индской компании. Наконец, на обратном пути в Голландию он попал ещё в плен к англичанам, но опять изловчился и вернулся-таки домой 7 октября 1673 года. Всё это он весьма захватывающе описал впоследствии в своей книге, о которой наш рассказ также впереди.

Но нам удалось выяснить любопытный факт: в июле 1675 года Стрейс снова поехал в Московию простым конюхом и пушкарём в свите Кунраада фан-Кленка, чрезвычайного посла Генеральных штатов Голландии и принца Оранского.

В Москве он предъявлял правительству претензию за прошлую службу. В русской Голландского двора книге № 9, содержащей в себе официальные записи приёма, речей, бесед и разговоров с послом, значится: «Посол говорил: «В прошлых же годах, по указы блаженные памяти великого государя, его царского величества, послан был в Астрахань иноземец корабельщик и в воровство Стеньки Разина ушёл за море и через многие земли вышел в Галанскую землю, и из Галанской земли к Москве выехал с ним послом. А великого государя его царского величества жалованьем против своей братии корабельщиков, которые в Астрахани были с ним вместе, не пожалован. И ныне он, посол, великому государю, его царскому величеству, бьёт челом и милости просит за того корабельщика, чтоб великий государь, его царское величество, пожаловал его, велел ему, корабельщику, на расплату долгов его и для скудости выдать своё великого государя жалованье против его братии и подал ближним боярам челобитную». Установить, была ли удовлетворена эта просьба, мы не смогли, зато узнали, что в сентябре 1676 года через Архангельск Стрейс вернулся с посольством в Голландию. В том же году в Амстердаме вышло описание трёх его захватывающих путешествий (1647—1673 гг.). Нам удалось найти их первые переводы, изданные в том числе и в «Древней российской вивлиофике» («ДРВ», изд. 1-е, СПб., 1773 , ч. 1). И изучение опубликованного в этом сборнике фрагмента «Введения о строении первого в России корабля, именуемого «Орёл», каков построен был во дни великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея России, близ села Дединова. И о плавании того корабля Волгою до Казани, а оттуда в Астрахань, и по всему морю Каспийскому, под Правлением Господина Брукмана. Выписано из книги зомовой: Вояж Иоанна Стрюса в Москву и Персиду и в прочие страны, из первого тома, напечатанного в Лионе 1684 года от Рождества Христова, на французском языке, а по словенску 1719 года» самым неожиданным образом перенесло нас ровно на 300 лет назад.

Продолжение следует

Александр Нефедов

Теги: , ,