Знаменитый российский путешественник Фёдор Конюхов отправился в очередную кругосветку. На этот раз он намерен покорить Южный океан и на вёсельной лодке обогнуть Антарктиду. Подобное ещё никому не удавалось. Сейчас Конюхов находится на пути от Новой Зеландии к побережью Чили. На гребне бушующих волн в лодке «Акрос» 12 декабря он в одиночестве встретит свой 67-й день рождения.

Сквозь «ревущие сороковые» и «неистовые пятидесятые»

Путь неутомимого путешественника и исследователя лежит к мысу Горн – крайней точке архипелага Огненная Земля. Он был открыт в 1616 году голландскими мореплавателями Якобом Лемером и Виллемом Схаутеном и назван по имени родного города Схаутена — Хорна.

Мыс Горн расположен на одноимённом острове, который омывается водами пролива Дрейка между Южной Америкой и Антарктидой. О том, насколько сложно до него добираться морем, говорит тот факт, что Антарктида, находящаяся всего в 650 км к югу от мыса Горн, была открыта только 16 января 1820 года во время русской антарктической экспедиции Михаила Лазарева и Фаддея Беллинсгаузена.

Фёдор Конюхов прекрасно осознаёт, с какими трудностями придётся столкнуться. Ему предстоит преодолеть широты, которые моряки прозвали «ревущими сороковыми» и «неистовыми пятидесятыми». В этой части приполярной акватории, которую называют Южным океаном, нет никаких массивов суши, даже небольших островков. А отсутствие каких-либо препятствий, тормозящих и замедляющих скорость ветров, позволяет им разгоняться до 160 км/ч, представляя невероятную силу, опасную для моряков. У мыса Горн находится одно из самых больших в мире «кладбищ» затонувших кораблей, исчисляющихся сотнями. Солнце здесь появляется всего лишь пару дней в году. Всё остальное время в этой местности – туман и шквальные ветра.

Подготовка к столь опасному плаванию длилась несколько лет. Чтобы Конюхов в одиночку мог преодолеть все трудности путешествия, были продуманы мельчайшие детали. Российские компании разработали для этой кругосветки инновационные системы обеспечения энергоэффективности и безопасности плавания. Примечательно, что часть оборудования будет впервые протестирована именно Конюховым.

На борту лодки находятся три новые независимые системы выработки энергии: гибкие солнечные батареи, два ветрогенератора и энергоустановка на топливных элементах. Лодка длиною девять метров для кругосветки была построена в Англии. Носовая часть разделена на два водонепроницаемых отсека, где хранятся продукты на 300 дней и оборудование. В корме – навигационная рубка, камбуз и отдельный отсек для отдыха.

Семь футов под килем

Фёдор Конюхов отплыл в ноябре 2018 года из порта Данидин в Новой Зеландии. Его путь лежит в Чили к мысу Горн, куда он планирует прибыть к концу февраля 2019 года, пройдя девять тысяч километров. По его расчётам он будет проходить в день по 111 км.

Последнюю ночь перед стартом путешественник провёл в своей лодке «Акрос» с женой Ириной и сыновьями Николаем и Оскаром. Традиция вместе ночевать перед отплытием родилась много лет назад, когда супруга впервые провожала Конюхова в поход на яхте.

Этим путешествием Конюхов планирует установить новый мировой рекорд – пересечь в одиночку Южный океан – так называют совокупность южных частей Тихого, Атлантического и Индийского океанов, окружающих Антарктиду, и обогнуть мыс Горн. Такое путешествие совершить на вёсельной лодке ещё никому не удавалось.

Кругосветка продлится два года и завершится в декабре 2020 года. Путешествие будет состоять из трёх этапов по сезонам. К февралю 2019-го Фёдор Конюхов должен прибыть на мыс Горн (Чили). В декабре 2019 года от мыса Горн он доберётся до мыса Луин (Австралия). А заключительным этапом станет переход из Австралии в Новую Зеландию. Средняя продолжительность каждого этапа составит 120 дней, а общая протяжённость кругосветного путешествия – 27 тысяч километров.

По словам самого Фёдора Конюхова, во время плавания он будет совершать в среднем 24 тысячи гребков в день. На мысе Горн он уже бывал с друзьями. Там они поставили часовню, а на этот раз планируют установить скульптуру Николая Чудотворца высотой 2,7 м.

Как православный священник – протоиерей Русской Православной Церкви, Конюхов проведёт во время своего путешествия освящение вод Тихого океана и две православные литургии. Кроме того, он собирается поработать и над сценарием художественного фильма, который намеревается снять вместе с Владимиром Машковым по роману Владимира Обручева «Плутония».

А режиссёр Фёдор Бондарчук в 2019 году приступит к съёмкам картины «Повелитель ветра» о самом знаменитом российском путешественнике нашего времени.

Дарья Афанасьева

Продолжение читайте в №12/2018 журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , , , ,