Первая железная дорога в России

Мы все привыкли к железным дорогам и воспринимаем их как нечто обыденное, как часть нашей повседневной жизни. А ведь появились они сравнительно недавно – в начале XIX века. Первая общественная железная дорога в России была открыта в год смерти Пушкина и соединяла Санкт-Петербург, Царское Село и Павловск.

Наш Чип решил отправиться на машине времени в 1837 год, чтобы своими глазами увидеть запуск первого российского поезда.

К моменту строительства первой общественной железной дороги в России она уже существовала в пяти странах. Но российский император долго сомневался, нужна ли она нам. Ведь многим тогда казалось, что это лишь пустая трата денег и никакой практической пользы дорога не принесёт. Поезда представлялись опасными машинами, потому что с ними иногда случались катастрофы. Некоторые считали, что рельсы будут мешать коровам пастись, а паровозный дым будет вреден для птиц и других животных. И совершенно непонятно было, что делать зимой, когда рельсы занесёт снегом. Кто будет очищать пути от завалов? Практически никто тогда не представлял, как легко и с комфортом можно путешествовать на поездах по территории нашей огромной страны и как удобно и быстро перевозить на них грузы.

Правда, были в России люди, которые понимали пользу паровозов и железных дорог. Так, в 1834 году Ефим и Мирон Черепановы создали первый русский паровоз, который перевозил руду от рудника до завода (раньше для перевозки руды использовали повозки, запряжённые лошадьми). Чудо-машина была встречена без восторга: много дыма, сильный грохот. В качестве топлива для неё использовали дрова, а значит, для её работы нужно было вырубать лес вокруг железной дороги. В то же время англичане изобрели паровоз, работающий на угле. Эту модель и решено было использовать на первой российской общественной железной дороге до Царского Села.

 

Для строительства пригласили из Австрии инженера Герстнера. Первый поезд состоял из восьми вагонов, причём вагоны напоминали разные типы существовавших тогда повозок и делились на четыре класса. К первому, самому лучшему классу, относились восьмиместные «берлины» – с крытыми кузовами и мягкими сиденьями. К четвёртому, самому худшему, причислялись десятиместные «вагоны» без крыши. При этом ни в одном вагоне тогда не было ни отопления, ни освещения. Удобно, как вы думаете? Но людям того времени поезд всё равно казался удивительным изобретением. Его воспринимали как дорогой аттракцион.

Самые дорогие билеты стоили 2,5 рубля, самые дешёвые – всего 40 копеек. Но по тем временам это были всё равно солидные деньги, не то что сейчас.

Паровозы, которые обслуживали эту первую железную дорогу, получили собственные имена: «Проворный», «Слон», «Богатырь». Но какая же скорость была у того же «Проворного»? Максимальная – чуть больше 60 километров в час, а минимальная – около пятидесяти. Не особенно быстро, правда? Сама дорога до Царского Села была длиной всего 27 километров. Поначалу паровоз на железной дороге использовали только по воскресеньям и праздникам, а в остальные дни вагоны везли на конной тяге. Но через полгода после открытия железной дороги лошадей задействовать перестали.

Чтобы поезд ненароком никого не задавил в тёмное время суток, паровоз оборудовали фонарями. Паровозные гудки сперва пугали людей, и решено было заменить гудок на мелодичную музыку органа, но устройство не прижилось. Постепенно люди привыкли к звуку гудков и перестали пугаться.

Несмотря на все сложности, поездки на поездах так понравились, что уже в 1842 году император Николай I подписал распоряжение о сооружении новой железной дороги между Петербургом и Москвой, длина которой была уже 650 километров.   

Автор: Мария Иванова