Уральский сказочник

В январе 2025 года отмечается 146 лет со дня рождения замечательного писателя Павла Бажова. Он родился в семье потомственных горнозаводских мастеров, жил в Екатеринбурге, Перми, Камышлове, много путешествовал по Уралу, собирал местный фольклор. Какое‑то время работал учителем, затем редактором и журналистом. Главный труд его жизни, который принёс ему писательскую славу, – уральские сказы, а одни из самых знаменитых это «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка» и «Серебряное копытце».

Сказ – это литературное произведение, которое имитирует устный рассказ человека, его живую речь. Например, «Малахитовая шкатулка» начинается так: «У Настасьи, Степановой‑то вдовы, шкатулка малахитова осталась». Кажется, что старенький дедушка рассказывает какой‑то случай из своей жизни, которому он сам был свидетелем.

Герои сказов Бажова – рабочие уральских заводов, добытчики золота, резчики, которые делают из драгоценных и полудрагоценных камней искусные украшения. Одни из них талантливые, трудолюбивые, ценящие красоту, другие – жадные до денег и ленивые. А ещё у Бажова есть персонажи с волшебными способностями: Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Бабка Синюшка, Огневушка-­Поскакушка, Серебряное копытце.

Хозяйка Медной горы – волшебница, которая охраняет природные богатства Уральских гор. Она уважает хороших, талантливых мастеров, помогает им, не любит жадных и злых. Может наградить кого‑то или наказать по своему усмотрению, но часто поступает по справедливости.

Великий Полоз – гигантский змей, который охраняет клады. Иногда он может одарить человека богатством, но плохих людей обязательно проучит.

Серебряное копытце – дикий козёл, у которого серебряное копытце на правой передней ноге. «В каком месте топнет этим копытцем – там и появится дорогой камень. Раз топнет – один камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих камней».

Бабка Синюшка чем‑то напоминает Бабу-­ягу. Она сидит на колодце, полном драгоценностей, и губит тех, кто пришёл за её сокровищами. А Огневушка-­Поскакушка танцует, указывая, где скрыто золото.

У Бажова очень необычный и узнаваемый авторский стиль. Он использует яркие и меткие словечки, которые создают образ персонажа или живую картину, пишет, например, «ладная девка» вместо «красивая», «человек помялся», вместо «засомневался». Хозяйка Медной горы цепь на ногу мастеру не «надела», а «приладила». Язык автора богат пословицами, присказками и поговорками, например: «Не думал, не гадал, нечаянно попал», «Жили-поживали, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было», «Такого обычая нет, чтобы хлеб за брюхом ходил». В сказах часто встречаются диалектизмы – это такие слова, которые употребляются только в определённой местности, например: блазнить – казаться, мерещиться; шмыгало – подвижный человек; хитник – вор; страмина – позорище, срам.

Сказы Бажова учат доброте, трудолюбию, честности и мужеству, показывают радость творчества, счастье не в богатстве, а в труде, когда ты мастерски делаешь какое‑то дело и буквально горишь им. По ним сняты фильмы и мультфильмы, их с удовольствием читают не только дети, но и взрослые!

Автор: Василиса Щербакова

Фото: Shutterstock.com