Даже спустя 70 лет после победы в Великой Отечественной войне ещё остаются малоизвестными некоторые страницы этой героической эпопеи, которые послужили основой для фильма «Коридор бессмертия» режиссёра Фёдора Попова. На съёмочной площадке в самый разгар работы побывала наш специальный корреспондент. Премьера же этой военно-исторической драмы планируется в день 75-летия прорыва блокады Ленинграда в январе 2018 года.

 Картина рассказывает о реальных событиях 1943 года – строительстве «Дороги Победы», железнодорожной ветки, соединившей блокадный Ленинград с Большой землёй.

Постановление о строительстве железнодорожной ветки от станции Шлиссельбург до станции Поляны принял Государственный комитет обороны СССР. За семнадцать дней по снегу и болотам в условиях строгой секретности была проложена эта магистраль длиной в 33 километра. А возводили её недавние выпускники ленинградских школ, в основном вчерашние девчонки, чудом пережившие блокаду. Ни на одной карте СССР эта дорога не была обозначена, её запрещалось фотографировать и снимать на киноплёнку, о её работе не упоминали в сводках Совинформбюро. Но при этом 75 процентов грузов в осаждённый город доставлялось именно через этот «коридор бессмертия», как его называли железнодорожники. Более известная ладожская Дорога жизни перевезла оставшиеся 25 процентов.

Режиссёр-постановщик Фёдор Попов отмечает: «Меня поразило, что дорога была построена в столь невероятных условиях и в такие сжатые сроки во многом женскими руками. Это было настоящее чудо! Поезда, которые ходили по Шлиссельбургской ветке, обслуживали и вовсе вчерашние школьницы. Я ставил целью себе и съёмочной группе показать войну через судьбы этих девчонок».

Натурные съёмки фильма проходили в Санкт-Петербурге и в Новгородской области. Именно там, под городом Шимском, кинематографисты нашли нужный для съёмок масштаб, характер и рельеф местности. На берегу озера Ильмень был воссоздан процесс масштабного строительства железнодорожного моста через реку Неву. Снимали кадры для будущего фильма и под Лугой, на учебном железнодорожном полигоне Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва Минобороны РФ. Актёры и вся съёмочная группа в полной мере на себе испытала, насколько тяжёлыми были условия, в которых строилась и функционировала дорога.

«В экспедиционных съёмках было действительно непросто, – рассказывает Фёдор Попов. – Снимали даже ночами, в грязь и холод, актёры не высыпались, Съёмки были максимально приближены к тому, как это было в далёком 1943 году. Только риска для жизни не было. Но вся съёмочная группа с энтузиазмом справлялась с трудностями».

Работа над картиной продолжилась в столице и в Подмосковье. На аэродроме в Кубинке были отсняты сцены знакомства главных героев, в кадре присутствовали раритетные самолёты «Дуглас». Сцены с паровозом ЭУ времён Великой Отечественной войны снимали в Щербинке, куда паровоз приехал из депо «Подмосковное». На несколько дней экспериментальная кольцевая железная дорога ВНИИЖТ стала секретной железной «Дорогой Победы».

Прототипами персонажей фильма «Коридор бессмертия» послужили реальные участники обороны Ленинграда. Среди них Мария Ивановна Яблонцева, (по сценарию Маша Яблочкина), в далёком 1943-м кондуктор 48-й паровозной бригады Народного комиссариата путей сообщения СССР. Её роль в картине исполняет актриса Анастасия Цибизова. В создании картины участвуют и петербуржцы – писатель, соавтор сценария фильма «Коридор бессмертия» Дмитрий Каралис и Светлана Смирнова, исполнительница одной из главных ролей – Сони Вишневской.

В фильме также снимаются Артём Алексеев, Александр Обласов, Светлана Смирнова, Артём Мельничук, Анатолий Горячев, Александр Яценко, Татьяна Лялина, испанский актёр Хавьер Кальво и другие.

Фильм «Коридор бессмертия» создаётся при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Российского военно-исторического общества, Российского Союза ветеранов. Куратором киноленты является Общероссийское общественное движение «Бессмертный полк России».

Эксперт Российского военно-исторического общества, кандидат исторических наук Николай Копылов рассказывает: «Конечно, я как историк знал, что такая дорога существовала, хотя ни в литературе, ни в кино она нигде не описывается, разве что упоминается в мемуаристике. И хотя долгое изучение истории наделяет человека изрядной долей цинизма, я читал сценарий и ловил себя на мысли, что представляю себя тем или иным героем. Да что там, я бы сам снялся в такой ленте! Невероятно, но это так: по «Дороге победы» в Ленинград прибыло порядка 3157 нагруженных эшелонов. Обратно вернулось 3000... Дорогу строили с минимумом инструментов, под огнём, и делали это совершенно измождённые люди, уже пережившие две блокадные зимы. Но, кроме прочего, дорогу ещё надо было обслуживать! И эти заботы в основном легли на женские плечи. До сих пор точных сведений о реальных людских потерях, понесённых при строительстве, эксплуатации и обслуживании дороги, нет. Дорога работала около года, это позволило ленинградцам восстановить силы, а на фронте за это время подготовились к полному снятию блокады».

Автор: Марина Александрина
Фото Алёны Жернаковой, Дарьи Чарторийской, Юрия Покровского и Анны Ващук

Подробнее в №6/2017 журнала «Чудеса и приключения», стр. 56 — 58