Заглянувший в неизвестность
«Космические симфонии» художника стали пророческими.
Георгий Иванович Курнин (1915–1988) родился в Ташкенте, окончил искусствоведческий факультет Среднеазиатского государственного университета, и в 1949 году по состоянию здоровья переехал в Сочи, где жил до финального аккорда своего земного бытия. Его внешне размеренная жизнь вместила в себя всего лишь две географические локации – Среднюю Азию и побережье Чёрного моря. Однако не эти, безусловно, живописные места стали лейтмотивом его удивительного творчества.
С юности, которая пришлась на времена, наполненные судьбоносными событиями, его взор устремлялся за горизонт песчаных барханов, а в зрелом возрасте – далеко поверх волн бескрайнего моря. Художник восхищался ночным звёздным небом и пытался в своих фантазиях переместиться на другие планеты, представить сначала себе, а затем и зрителям тот таинственный мир, который может возникнуть перед глазами отважных исследователей, дерзнувших отправиться в далёкое космическое путешествие. В своих исканиях он был не одинок. К тому времени герои Жюля Верна уже побывали на Луне, а «Аэлиты» Алексея Толстого – стали участниками социальной революции на Марсе. Но только после того, как СССР запустил первый искусственный спутник Земли, а затем в космос полетел первый человек, творчество Георгия Курнина приобрело смысл и стало востребованным. Этому способствовал и набирающий в стране обороты литературный жанр научной фантастики.
Своеобразный дебют мастера произошёл в журнале «Техника – молодёжи», на страницах которого были впервые представлены репродукции его картин. О художнике узнала вся страна, и уже вскоре придирчивые искусствоведы стали называть его работы «космическими симфониями».
Четверть века своей творческой жизни Курнин посвятил космической теме. Его полотна были удостоены первой премии на международном конкурсе «Мир завтрашнего дня». Выставки Курнина неоднократно устраивались у нас в стране и за рубежом. Репродукции его картин тиражировали популярные журналы, выходящие в ту пору миллионными тиражами. В адрес художника, живущего в Сочи, шли многочисленные письма. Советских и зарубежных почитателей его творчества интересовало, как рождается замысел фантастических картин, являются ли полотна художника только плодом воображения или его живописные фантазии основываются на научных данных.
Большой интерес к работам Курнина стали проявлять лётчики-космонавты, астрономы, физики, специалисты по космической технике. И это не случайно. Картина «Пейзаж Луны» была написана ещё до того, как на Луне побывали космические аппараты и весь мир обошли крупномасштабные фотографии нашего естественного спутника. Фотографии, в сущности, мало отличались от того, что ранее «увидел» живописец. Как художнику удалось создать правдивую картину мира, отдалённого от нас на 385 тысяч километров? Однако космонавты и астрономы удивлялись не только этому факту. Их привлекали красота и величие созданного художником лунного пейзажа, разнообразие его красок и полутонов.
Следующая картина поразила ещё больше. Что мог знать художник о Венере, когда создавал её «образ»? Он изобразил на переднем плане озеро расплавленного металла, окружённое раскалёнными и оплавленными скалами. А далее – уходящее вглубь ущелье. И над всем этим безжизненным пейзажем низкие плотные облака, сквозь которые просвечивает огромное заходящее солнце. Когда спустя многие годы с Курниным встретились астрономы, исследовавшие данные космических зондов, запущенных к Венере, они подтвердили, что мир этой планеты выглядит именно так.
Почти полвека назад самую лучшую характеристику творчеству художника дал Виталий Иванович Севастьянов (1935–2010), лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, кандидат технических наук: «Я не берусь судить о мастерстве Курнина как искусствовед или художник. Тема его произведений близка мне как космонавту. Не раз я пытался представить себе, какими могли бы быть проявления жизни на других планетах, в других галактиках. Курнин показывает нам миры Синего Солнца, Жёлтого Солнца, Рубиново-красного Солнца… Работы очень различны и по цвету, и по композиции, но все они как бы слились в единую симфонию космоса.
Меня убедило в правдивости, если так можно выразиться, фантазии художника точно переданное переплетение света и тени, мягкий переход от одного тона к другому. Именно такая переливчатая гамма цветов видится человеку, побывавшему в космосе. Контрастом по сравнению с первым полотном, написанным в холодных синих тонах, представляется «Закат па планете Рубиново-красного Солнца». Огромный багровый диск застыл над горизонтом, отдавая последнее тепло лианоподобным растениям, как бы прощающимся с ним.
И ещё одна особенность, отличающая творчество этого фантаста. На его полотнах вы не увидите космической техники. Она осталась где-то за пределами картины. И это, на мой взгляд, естественно, правдиво. Человек, прилетевший на неизведанную планету, о которой столько мечталось, поначалу будет жадно осматриваться. Георгий Иванович очень точно передаёт настроение этих волнующих первых минут. Когда я разглядывал полотна в мастерской художника, мне подумалось: написать такое под силу только увлечённому, знающему, интересному человеку».
Автор: Марина Александрина