Таинственные миры Сергея Алферова
Искусство подзабытого нонконформиста вновь возвращается.
В 1970–1980-х годах Сергей Алфёров (1951–2004) был одним из основателей советского нонконформизма. Художник участвовал в Измайловском вернисаже на открытом воздухе, в выставках на Малой Грузинской и во многих других показах альтернативного искусства. Жизнь талантливого мастера трагически оборвалась на улице «при невыясненных обстоятельствах»… Со временем о нём подзабыли.
Вновь открыла для широкого зрителя творчество этого необычного живописца галерея ARTSTORY. В 2012 году благодаря сотрудникам галереи был организован крупный музейный проект «Изомифология» в Московском музее современного искусства и издана монография «Предисловие к неизбежному», куда вошли воспоминания многих друзей и знакомых художника.
В нынешнем году галерея ARTSTORY уже в собственных стенах представила новый проект «Сергей Алфёров. Флюгер астральных ветров», впервые показав богатое наследие художника, чьи работы находятся в собраниях Московского музея современного искусства и в Музее Андеграунда (США), а также в частных коллекциях.
Свой путь в изобразительном искусстве Сергей Алфёров начинал в родном Ташкенте, именно там он учился в Художественном училище имени П.П. Бенькова, работал в Узбекском драматическом театре имени Хамзы.
В 1972 году он переехал в Москву, где присоединился к Московскому горкому художников-графиков на Малой Грузинской. С 1987 по 1991 год работал в творческой мастерской выставочного зала «Дом-100» в Беляеве.
Значительную роль в формировании Сергея Алфёрова – и как личности, и как художника — сыграла его дружба с ярчайшим представителем неофициального искусства тех лет Анатолием Зверевым. Художники зачастую жили под одной крышей и работали бок о бок, обмениваясь творческими идеями.
Сергей Алфёров серьёзно изучал мировую, в первую очередь восточную, философию и метафизику, что также не могло не отразиться на его творчестве. Он интересовался традициями восточного искусства, и, конечно же, классикой европейского искусства начала ХХ века. Особенно его влекло к дадаизму с его непосредственностью и ориентацией на «детскость», восхищали выразительность и экспрессия африканских масок.
Новая выставка существенно отличалась от предыдущих. Большинство из представленных произведений и авторских фотографий показывалось впервые. Это и ранние работы, начиная с «нонконформистских» 1970-х годов, и более поздние, которые художник создавал вплоть до своей трагической кончины в 2004 году. Часть ранних работ передал в дар ARTSTORY близкий друг Алфёрова – Александр Кедрин.
Искусство Сергея Алфёрова многогранно и уникально. Оно основано на созерцании, медитации и философии. По сути, оно представляет замкнутую систему, обладающую уникальной прапамятью. Дух древности, который влёк и манил художника, доминирует в его работах. Он всегда импровизировал и практически всегда создавал серии. Как он сам пояснял: «Было бы менее интересно, если заранее знать, что получится». А ещё Сергей Алфёров не любил давать названия своим картинам – он дарил зрителям простор для фантазии.
Искусствовед Валерий Турчин считал, что в искусстве Сергея Алфёрова всё – шифр, символ: «Это нужно, востребовано. Есть «красивости» и гротеск, намёки и полунамёки, цитаты и изобретение нового, ещё невиданного. Восток прихотливо перемешан с Западом. Детская непосредственность с профессиональными изысками».
Сергей Алфёров никогда не копировал окружающую действительность, он создавал свои собственные миры. Не писал с натуры, а интерпретировал зрительные и музыкальные образы. Музыка была одним из главных увлечений художника. Он всю жизнь собирал коллекцию этнографической музыки разных народов, под которую и работал. Мелодия диктовала рисунок, наполняла изображение мифологией.
Игорь Дудинский, один из первых исследователей творчества Сергея Алфёрова, отмечал: «По сути, весь творческий путь Сергея Алфёрова представляет собой причудливое сплетение разных мифологий – в живописном, бытовом, этнографическом и метафизическом смыслах… Иконописность и лубочность, абстракция и магия реальности, экспрессия и деталировка, дадаистическое пренебрежение канонами и вера в благотворное влияние традиций. Дар Алфёрова творить шедевры с лёгкостью небожителя, владеющего высшими знаниями, позволял стремительно рождать целые миры, где живут фантастические существа и не менее яркие, похожие на людей сущности».
Автор: Марина Александрина
Фото предоставлены галереей ARTSTORY