Знаменитый русский певец Фёдор Шаляпин, исполняя партию демона в одноимённой опере Антона Рубинштейна, заявлял: «От Врубеля мой Демон». Такое сильное впечатление творчество Михаила Врубеля производило на многих его современников, не оставляет оно никого равнодушным и сейчас.

 

 

Выставка в Новой Третьяковке, посвящённая 165-летию Михаила Врубеля, стала крупнейшим событием художественной жизни России. Его произведения широко известны, в Интернете можно найти практически все изображения его работ: живописных, графических, декоративно-прикладных, скульптурных и театральных. Но ещё ни разу наследие величайшего русского художника, предвосхитившего искусство XX века, не было так широко представлено на одной площадке. Все три уровня основного выставочного пространства на Крымском Валу отданы под творчество Михаила Врубеля: более 300 работ из российских и зарубежных музеев, а также частных коллекций, в том числе около 200 листов графики и 30 произведений в технике майолики.

Нынешняя выставка – определённый вызов Третьяковской галереи, которая попыталась представить Врубеля как популярного художника, взглянуть на него из сегодняшнего дня, показать, что это был за мастер, что его имя значило в международном контексте. Экспозиция не предполагает никаких хронологических рамок. Для её создателей гораздо важнее было организовать пространство так, чтобы зритель увидел художника, который отказался от изображения реальности, который конструировал свой собственный мир и оказал огромное влияние на искусство прошлого и настоящего. Здесь не проследишь биографию мастера, но можно попытаться сориентироваться в его художественном мире.

Свобода, с которой творил Врубель, предугадывает и импрессионизм, и кубизм, и абстракционизм. Его творчество – некий взрыв накануне ХХ века. «Демона сидящего» – одну из самых знаковых картин – часто характеризуют как первую вещь русского модерна. Врубелем восхищались и исходили из его опыта Василий Кандинский и Павел Филонов. Он стал своеобразным символом свободы. Его трагическую и странную судьбу, превратившуюся в легенду, часто сравнивают с судьбой Ван Гога.

В главном зале выставки встречаются три демона Врубеля. Эти картины представляют собой единый цикл – одно произведение длиною и ценою в жизнь. Находятся они в разных музеях. «Демон сидящий» и «Демон поверженный» хранятся в Третьяковской галерее, «Летящий демон» – в «Русском музее». Их «встреча» производит очень сильное впечатление.

Врубель сначала иллюстрировал поэму Михаила Лермонтова и должен был следовать стилистике и романтической задумке поэта. Но позже художник задумался о том, каким он представляет своего собственного «вольного сына эфира». Его «Демон сидящий» – особое обращение к философской теме и начало целого цикла из трёх картин. Врубель настаивал, чтобы его «Демона сидящего» не путали с дьяволом или сатаной. Это скорее, по его мнению, некий дух, как добрый, так и злой.

«Демон сидящий» изображён между миром земным и миром небесным. Он несчастен, потому что не знает, к какому миру – людей или богов – он принадлежит. В то же время ясно, что, находясь на скалах и камнях вполне материальных, взглядом своим он обращён всё-таки к миру небесному – фантастическому горящему закату. Врубель живописно показывает его внутреннюю несвободу – у демона нет крыльев, чтобы оторваться от этих скал и подняться к небесам, о которых он мечтает. Но пока ещё он человек во плоти. Художник изобразил своего героя необычными неровными квадратными мазками, создаётся впечатление, что картина собрана как будто из кристаллов. Это объясняется тем, что Врубель писал не кистью, а мастихином. Используя такую технику, он создавал, точнее, «рождал» особое существо и вдыхал в него живой дух своей волей и властью. Фигуру можно трактовать как открытый символизм.

 

Вторая работа триптиха – «Летящий демон», как и многие работы Врубеля, осталась незавершённой. Он хорошо проработал фон, представляющий собой типичный кавказский пейзаж. Что же касается самой фигуры демона, то она настолько схематично прорисована, что авторскую идею можно только угадать. Работа выдержана в суровом колорите коричневых и серых тонов. Художником создана атмосфера тревоги и надвигающейся трагедии. Демон словно продвигается по узкому пространству между небом и землёй. Он уже ограничен в перемещении, а впереди его ждёт полное поражение. «Летящий демон» — глубоко искренняя и исповедальная картина. Она поражает мощью трагедийного замысла и неразрешимостью противоречий: молодой, сильный герой не в силах творить зло и не в силах разомкнуть созданное им самим кольцо одиночества, вый­ти из «внутренней темницы». В этой работе для художника демон – символ противостояния, непокорности и отважной защиты своих убеждений вопреки всему. Свобода – главное для мастера в его герое.
Уже через год Врубель вернулся к образу своего героя, но на этот раз изобразил его поверженным. Последняя картина в триптихе имела фантастическую, магическую власть над самим художником. Казалось, что не мастер владеет произведением, а само оно управляет жизнью художника.

«Демон поверженный» – это тот же самый первый демон, его можно узнать по синим драпировкам, которые изображены на первой картине. Изломанная фигура лежит на скалах. Демон повержен, но только физически. Его глаза остаются такими же бунтующими и горящими, сумасшедшими, как и у демона сидящего. Он не побеждён духовно, он будет снова и снова вставать с этих скал, чтобы достичь своего небесного идеала. Эту картину Врубель писал в своей маленькой мастерской, длина которой была равна длине произведения. Работал художник при искусственном освещении при направленном на холст свете от лампы.

Он насытил краски «Демона поверженного» невероятными золотыми порошками, которые ранее применял в своих майоликах. Как писал один из современников Врубеля, это произведение мерцало, как золотая мечта человечества, и переливалось мириадами золотых оттенков. Но когда законченная работа была представлена на выставке, золото исчезло, поскольку изменилось освещение. Глубоко разочарованный художник начал переписывать своё произведение, гоняясь за его ускользающей красотой и в Москве, и в Петербурге в течение нескольких месяцев. Однако демон как будто ускользал, менял свой лик, казалось, что он издевается над художником. И постепенно Врубель впадал в состояние сумасшествия. В результате работы над этой картиной он потратил так много сил, что оказался в лечебнице. Это произведение разделило жизнь Врубеля на две части, на «до» и «после».

Всё созданное до «Демона поверженного» укладывается в рамки XIX века, созданное после возвращения из клиники принадлежит уже веку двадцатому.

Александр Блок над могилой Врубеля сказал: «Он оставил нам своих Демонов как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

Автор: Марина Александрина,
искусствовед, член ТСХР