Игра светотени и солнечных пятен
Nature morte может быть прекрасной.
Удивительное собрание редчайших образцов живописи представлено в Тверском императорском дворце. Здесь проходит выставка «Искусство «тихой жизни». Натюрморт XVII–XX веков из частных собраний». Экспозиция организована в рамках программы «Большое искусство – большой России».
Уникальность её в том, что на одной площадке собраны произведения, находящиеся в частных собраниях и редко экспонирующиеся. И в полной мере раскрывающие все грани такого изумительного жанра, как натюрморт. У посетителей есть прекрасная возможность увидеть, как за четыре века менялось восприятие мастерами этого жанра изобразительного искусства.
Художники, чьи произведения представлены в экспозиции, каждый по-своему блистательно показали «тихую жизнь» предметного мира: фарфоровых ваз и стеклянных бутылок, роскошных садовых и скромных полевых цветов, морских моллюсков и насекомых.
Натюрморт как жанр изобразительного искусства получил самостоятельное развитие лишь в XVII веке в Нидерландах. Мастера виртуозно передавали материальное бытие вещей, их объём, цвет и фактуру, а также их живую связь с деятельностью человека. Зрителей буквально завораживала «мёртвая натура» (так переводится слово «натюрморт» с французского языка). Полотна с изображением различных неодушевлённых предметов, экзотических растений, животных и птиц украшали интерьеры роскошных дворцов аристократии и скромных жилищ бюргеров.
На выставке демонстрируется более 50 экспонатов не только живописи, графики, но и декоративно-прикладного искусства. Открывает ретроспекцию Геррит ван Вухт, голландский художник второй половины XVII века, который прославился полотнами, носящими название «Ванитас» (лат. vanitas – «суета, тщеславие»). На одном из них мы видим потухшую свечу, закрытые книги, череп, пустой стакан и песочные часы, которые напоминают о быстротечности жизни и неизбежности смерти.
Поражает своим мастерством Оттмар Эллигер Старший. Его «Натюрморт с омаром, фруктами и наутилусом» привлекает тщательностью исполнения, филигранной работой с тенями и отражениями. С помощью тончайших лессировок художник передаёт переливчатость тканей, хрупкость или тяжесть предметов. Произведение отражает распространённую практику того времени – коллекционирование красивых и необычных растений и раковин из чужих земель. Эти редкости выставлялись в специальных шкафах и часто использовались в качестве своего рода моделей для картин «тихой жизни».
Цветочные натюрморты Питера Хардиме и Франса Ксавье, работавших уже в более позднюю эпоху, тем не менее продолжили лучшие традиции жанра «золотого века». Живописцы виртуозно объединяли несхожие элементы растений, цветущих в разное время года, в единое логичное целое.
В России расцвет натюрморта пришёлся на конец XIX – начало XX столетия. В произведениях живописцев различных художественных объединений и стилистических направлений этот жанр обрёл новую жизнь.
Представитель потомственного художественного клана Юлий Клевер (сын) совершенствовал мастерство в Академии изобразительных искусств в Мюнхене, где и написал замечательный «Натюрморт с рыбами». Эту работу отличают лаконизм исполнения и большая живописная выразительность.
Примером художественного эксперимента служит кубофутуристическая картина Давида Какабадзе «Натюрморт с птицей» парижского периода творчества художника. Работа с геометрически выстроенной перспективой и колоритом ярко отражает влияние кубизма.
Лучшие достижения русского натюрморта начала XX века стали важным источником художественного опыта в искусстве послереволюционного периода. В натюрмортах 1920–1930-х годов отражена реальность советской жизни. К примеру, яркий представитель «Общества станковистов» Екатерина Зернова выполнила ряд знаковых живописных полотен, определяющих художественный стиль советской эпохи. Её «Натюрморт с песцом» передаёт аромат времени через костюм и модные детали эпохи нэпа.
На выставке демонстрируется работа Михаила Кончаловского «Охотничий натюрморт». Вслед за своим отцом, художником Петром Кончаловским, и другими представителями объединения «Бубновый валет» (А. Лентулов, И. Машков, А. Куприн) художник утверждает преимущество предмета и предметности в противовес пространству, что составляло главный принцип этой художественной группы в искусстве натюрморта.
Экспозиция позволяет проследить эволюцию жанра и его тематическое разнообразие. Здесь доминируют многочисленные цветочные изображения, столь любимые публикой: «Букет в фарфоровой вазе» Сергея Светославского, «Букет роз на пёстрой скатерти» Рафаила Бирчанского, «Цветы в восточном кувшине» Николая Тырсы, «Золотые шары на красном» Сергея Романовича, «Цветы на зелёном фоне» Татьяны Мавриной, «Полевые цветы» Бориса Иогансона, «Пионы в вазе» Павла Кузнецова, «Летний букет» Елены Бебутовой, «Букет цветов» Виктора Попкова и другие произведения известных советских художников.
По-особому раскрывается тема «В мастерской художника». На полотне Осипа Браза «Натюрморт» (1920) мы видим атрибуты ремесла живописца (палитра, кисти, мастихин), которые дополнены прозаическими предметами (грязная тряпка для рук). Вместе с тем набор других вещей (папка для рисунков, пластическая группа) становится воплощением аллегории искусств – живописи, скульптуры и графики. Союз прекрасных муз в своём ателье представил Николай Шестопалов, ученик Ильи Репина, входивший в объединение «Мир искусства». Наряду с посмертной маской А.С. Пушкина он изображает античную бронзовую скульптуру. Продуманная композиция, центром которой является человеческий череп – неотъемлемый атрибут бренности бытия. Он расположен на полностью закрытой книге. Художник символически подчёркивает, что «книга жизни» прочитана до конца.
Выставка продлится до 23 июня 2024 года.
Автор: Марина Александрина
Фото предоставлено пресс-службой Тверской областной картинной галереи