Игра с квадратом
От Малевича до ГЭС-2.
«Чёрный квадрат» Казимира Малевича более века будоражит умы не только специалистов, но и всех, кто интересуется изобразительным искусством. Он действительно стал точкой отсчёта нового направления – супрематизма, началом новой эры в искусстве.
Проследить, как повлияла эта работа на мировое искусство, решили в Доме культуры «ГЭС-2», подготовив масштабную выставку «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2».
Для искусства ХХ века «Чёрный квадрат» Малевича оказался подобен детскому кубику. На основе его формальных и концептуальных открытий построено множество художественных «замков». Английский искусствовед Тимоти Дж. Кларк вопрошал: «Это фигура? это фон? это материя? это дух? это полнота? это пустота? это конец? это начало? это ничто? это всё? это маниакальное утверждение? или это абсолютная капитуляция? – вопрос в том, смеётся ли он над собой». Никто пока точно на эти вопросы не ответил. А последователей у Казимира Малевича оказалась тьма. Увидеть часть из них и поразмышлять о вечном и быстротечном и предлагает эта уникальная выставка.
На ней параллельно разворачиваются две истории. Первая повествует о том, как пространство творчества выплёскивается за пределы небольшого квадрата холста и разрастается до масштабов здания самого Дома культуры. Вторая – более важная. Это история взаимоотношения произведения и зрителя за последние полтора века, демонстрирующая тот факт, что шедевры перестали играть главенствующую роль. Фактически они превращаются в необязательный фон для самоутверждения, рамку для селфи.
Выставка «Квадрат и пространство» объединяет разные значения английского слова sguare (квадрат): геометрическое и урбанистическое (площадь) и демонстрирует, как одна картина, предвещающая конец живописи более века, вдохновляет художников на новые открытия.
Малевич предсказал радикальные изменения в искусстве и его восприятии ещё в начале ХХ века, а через сто лет итальянец Ренцо Пьяно задумал проект превращения электростанции в Дом культуры «ГЭС-2», пытаясь ответить на заданный его «Чёрным квадратом» вопрос: для кого и какого места создаётся искусство?
Выставка начинается со знаменитого «Чёрного квадрата» Казимира Малевича. А вокруг представлены его последователи и те, кто параллельно вёл свои исследования. Здесь есть работы Пабло Пикассо и Гехарда Рихтера, Ивана Айвазовского и Тьерри де Кордье, Александра Родченко и Эрика Булатова, Ольги Розановой и Александры Экстер… Разделы выставки говорят сами за себя: «На пути к «Чёрному квадрату», «От изображения к чистому цвету», «Цветопись», «Игра с квадратами», «Символ и жест», «Минимализм и оп-арт»…
Экспозиция даёт возможность увидеть, как цвет и свет, форма и конструкция, образы города и человека в искусстве прошлого и настоящего трансформировались прямо или косвенно под влиянием одного небольшого чёрного квадрата на белом фоне, а искусство из четырёхугольника на стене преобразилось в затягивающее зрителя пространство инсталляции. И это лишь малая часть того, что создали и продолжают создавать художники разных эпох и стран.
Автор: Марина Александрина