Флагман футуристов
Случайная находка в запасниках провинциального краеведческого музея стала сенсацией в мире искусства.
Во время подготовки одной из масштабных выставок авангардистов искусствоведы обнаружили в собрании Слободского краеведческого музея, расположенного в Кировской области, редкую двустороннюю картину «Композиция» художника Алексея Моргунова. Находку специалисты оценили как сенсационную, ведь имя создателя этой живописной работы долгое время находилось едва ли не в забвении. Единичные произведения, экспонировавшиеся в составе общих выставок, не давали полноценного представления о творчестве мастера. К счастью, наследие А.А. Моргунова не было утрачено. Но его шедевры хранятся разрозненно, причём большая часть за рубежом в государственных музеях и частных коллекциях.
Сын известного русского пейзажиста Алексея Саврасова, ученик Константина Коровина, соратник Казимира Малевича, Алексей Моргунов (1884–1935) считается ярким последователем новейших течений в искусстве в 1910–1920-е годы. Свою фамилию он получил от матери, поскольку был внебрачным сыном Саврасова.
«Композиция» – одна из ключевых работ, относящихся к кубистическому периоду творчества Моргунова. Шедевр русского авангарда не выставлялся почти целое столетие, так как нуждался в масштабной реставрации. Средства на неё собирались, как говорится, всем миром. Восстановленную картину можно было увидеть в Музее русского импрессионизма на выставке «Авангард. На телеге в XXI век», проходившей в начале 2022 года. А затем она заняла своё место в основной экспозиции Слободского краеведческого музея.
Ещё одна любопытная история связана с другой работой Моргунова. Она называется «В чайной». Художник представлял её на выставке петербургского объединения художников «Союз молодёжи» в 1913 году. Свою работу Моргунов не подписал, и после выставки она оказалась у авангардиста Михаила Матюшина. Впоследствии на обороте «бесхозного» холста ученик Матюшина Борис Эндер написал абстрактную композицию «Беспредметная живопись (Краски природы)». Под этим названием картина и вошла в собрание Музея живописной культуры, основанного в 1919 году. После его закрытия она была передана в Третьяковскую галерею, а позже – в Орловский краеведческий музей. В 1957 году эта работа оказалась в фондах Орловского музея изобразительных искусств. Все эти годы она считалась произведением Эндера. Только в середине 1970-х годов искусствоведы обратили внимание на оборотную сторону и приписали авторство «Чайной» Елене Гуро – супруге Михаила Матюшина, художнице и поэтессе. И только в 2018 году во время подготовки выставки, посвящённой 100-летию Музея живописной культуры, научный сотрудник Третьяковской галереи Ирина Вакар доказала авторство Алексея Моргунова.
В прошлом году Третьяковская галерея планировала впервые показать масштабную ретроспективную выставку работ Алексея Моргунова в сотрудничестве с Каракалпакстанским и Казахстанским государственными музеями, где хранится значительное количество творческого наследия художника. Но, к сожалению, этот проект пока осуществить не удалось.
Алексей Моргунов с начала 1910-х был неизменным участником преобразований в искусстве. Его неопримитивистские работы представлялись на первой выставке «Бубнового валета» – одного из самых значимых объединений русского авангарда, а московская мастерская художника в те годы была центром притяжения молодых авангардистов. Её даже называли «Моргуновка».
Моргунов учился в Московском Строгановском художественно-промышленном училище, а также посещал литературно-художественные кружки и частные студии художников К.А. Коровина и С.В. Иванова. Он дружил со скульпторами С.Т. Конёнковым и К.Ф. Крахтом. Посещал художественный кружок Крахта на Пресне, где собирались представители символизма – поэты, музыканты и художники.
Какое-то время Моргунов находился в центре художественной жизни русского авангарда, но впоследствии от него полностью отошёл. Как авангардист начинал с неопримитивизма с сильным влиянием фовизма, создал значительные работы в кубофутуризме. После революции увлёкся неоклассицизмом, а затем работал в стиле соцреализма.
В 1909–1910 годах художник путешествовал по Германии, Франции и Италии, изучал современную западноевропейскую живопись. Большое влияние на него оказали импрессионисты, Пьер Пюви де Шаванн, Эдуард Мане, Гюстав Курбе, Поль Сезанн.
Вернувшись из путешествия по Европе, Алексей Моргунов примкнул к самой радикальной группе русских художников во главе c Михаилом Ларионовым. Группа получила название по первой, проведённой в конце 1910-го — начале 1911 года, выставке — «Бубновый валет». Он не был ключевым участником этого объединения, но именно Моргунов подготовил выставочную афишу одного из самых знаковых событий мирового авангарда.
Аристарх Лентулов позже вспоминал об этом: «Моргунов сделал в середине холста по циркулю круг, который в центре слегка сдвинул, и в каждой из половин нарисовал бубнового валета, одного вверх головой, другого вниз, как это есть на картах. Поле было покрыто оранжевым цветом, и чёрными буквами написано: «выставка картин Б. В.» («Бубнового валета»). Идущему по улице и читающему эту вывеску вполне могло показаться, что здесь не только картины, но и что-нибудь вроде игорного дома».
В 1914–1915 годах Алексей Моргунов был одним из ближайших сподвижников Казимира Малевича. Вместе они, ещё и в содружестве с Иваном Клюном, основали феврализм. Февралисты заявляли о себе при помощи иррациональных методов, жестов, поступков. Московской публике они запомнились своим «парадом футуристов» на Кузнецком Мосту
1 марта 1914 года. В этот день Моргунов и Малевич прошли по излюбленному месту прогулок буржуазной публики в Москве в пиджаках с красными деревянными ложками в петлицах. Этой акцией они хотели шокировать, эпатировать публику и добились своего, в тот же день попав в заголовки газет.
Под влиянием Малевича Моргунов создавал работы в стиле алогизма, используя стилистику супрематизма («Композиция», «Чайная №5», «Композиция №1»). Одним из примеров алогизма Малевич считал картину Моргунова «Шаляпин идёт в баню», которая, к сожалению, не сохранилась.
Алексей Моргунов был младше Малевича на 5 лет, но умер с ним в один год.
Автор: Марина Александрина,
искусствовед, член ТСХР