С именем Джузеппе Арчимбольдо связано множество тайн и легенд. Его произведения известны всему миру, а биографии нет даже в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» основоположника искусствознания Джорджо Вазари.
- Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна. Ок. 1590
Уже несколько лет ведутся переговоры об организации выставки работ Джузеппе Арчимбольдо в России. Из-за пандемии коронавируса сроки постоянно переносятся. В Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина планировалось привезти произведения, находящиеся в разных странах. Возможно, выставка всё-таки откроется в конце нынешнего года. И тогда российский зритель сможет насладиться удивительными творениями гениального мастера, который предвосхитил все самые невероятные «измы» современного искусства.
Как это ни странно, несмотря на уникальность картин Арчимбольдо, равных которым не было при его жизни, почти два столетия имя художника находилось в забвении. С этим связана и спорная атрибутика его работ. Один из исследователей творчества Джузеппе Арчимбольдо Томас ДаКоста Кауфман вообще считает подлинными только четыре картины – те, на которых есть подпись художника.
- Осень. 1573
- Садовник. Ок. 1590
- Земля. Из серии «Элементы». Ок. 1570
- Огонь. Из цикла «Четыре стихии». 1566
- Портрет Евы. 1578
- Портрет Адама. 1578
Как бы там ни было, оригинальность подхода в написании портретов у Арчимбольдо бесспорна. Стоит хотя бы раз увидеть его произведения, их уже не забудешь никогда. Художник, творивший в XVI веке, продолжает удивлять и спустя четыре столетия. Его при жизни причисляли к представителям маньеризма, спустя столетия называют предтечей сюрреализма. Этот итальянский художник прославился своими причудливыми картинами, чаще портретами, для написания которых он использовал различные дары природы: овощи, фрукты, ягоды, травы.
Существует даже такая легенда, которая вполне правдоподобна: когда Арчимбольдо жил в Праге, он часто ранним утром приходил на рынок и покупал свежие цветы, фрукты и овощи, которые вдохновляли его на создание портретов, которые и сейчас смотрятся современно и авангардно.
На самом же деле художник, скорее всего, был просто очарован природой, превзойти которую ещё никому не удалось. И так экспериментировал, передавая в своих картинах всю свою любовь к её завораживающей красоте и таинственности.
Автор: Марина Александрина,
искусствовед, член ТСХР