Знаковая для мира искусства дата – 550-летие со дня рождения Альбрехта Дюрера не осталась в стороне и от культурного мейнстрима в России. В Государственном историческом музее в эти дни проходит эпохальная выставка работ этого выдающегося мастера живописи, графики и гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в итальянском городе Брешиа.
- Святой Христофор. 1511
Масштаб выставки впечатляет: в мистическом антураже музейных залов представлено 122 подлинника Дюрера и 24 редкие копии с его работ – лучшие в мире по качеству отпечатков и их сохранности. Также демонстрируется ряд его уникальных произведений из коллекций ГИМа, среди которых семь гравюр самого Дюрера, несколько произведений копиистов, подборка произведений немецкого декоративно-прикладного искусства и монеты, имевшие обращение в Германии, Италии и Нидерландах во времена Дюрера. Это номиналы, которые упоминаются в его дневниках и письмах, на которые, кстати, тогда покупались и его гравюры. Дополнением являются русские старопечатные книги, в которых отразилось влияние гравюр Дюрера.
Дюрер жил и творил в эпоху западноевропейского Ренессанса, в пору великих географических открытий, религиозных войн и становлений государств. При этом непосредственно его биография развивалась без особо ярких событий. Он родился в 1471 году в Нюрнберге и умер там же в 1528-м. Для человека его эпохи он много путешествовал: по рейнским землям с 1491 по 1494 год, два раза по Италии — в 1494–1495 и 1505–1507 годах и по Нидерландам в 1520–1521 годах. Все свои знаковые гравюры он создал в родном городе, где в 1495 году открыл мастерскую в сохранившемся до сих пор доме — теперь в этом здании расположен музей.
- Четыре всадника Апокалипсиса. 1497–1498
Жизненный путь Дюрера удивительно контрастный. Размеренность бюргерского бытия буквально «разрывается» работой фантазии мастера. Созданные им образы наполнены не только библейскими мотивами, но и загадочными аллегориями и мистическими сюжетами. Вместе с тем его гравюры в эпоху, ещё баснословно далёкую от засилья фотографии, запечатлели детали подлинной средневековой жизни, о которой мы можем судить лишь по литературным произведениям, мемуарам, в определённой степени – по живописным работам его современников.
Ярким примером такой «фотографической» работы считается гравюра «Свинья-чудовище из Ландсера». Она выражает смесь обывательского любопытства, суеверия и научного интереса к уродству.
- Свинья‑чудовище из Ландсера. 1496
Сюжет связан с реальными событиями 1496 года, когда в двух местах — Ландсере, маленьком городке недалеко от Базеля, и Нюрнберге с интервалом в несколько месяцев родились свиньи — сиамские близнецы. События взбудоражили общественность, и без того пребывавшую в напряжённом ожидании конца света в 1500 году и прихода Антихриста. Обе свиньи прожили по нескольку дней, в течение которых выставлялись напоказ на городских площадях.
Первой родилась свинья в Ландсере, она имела два тела, восемь лап, четыре уха и два языка. Дюрер не мог видеть её, но наверняка был знаком с посвящённой событию листовкой. Её верхнюю часть украшало простое, лубочное по стилю изображение, внизу находился текст, написанный Себастьяном Брантом — автором знаменитого «Корабля дураков», над первым изданием которого поработал Дюрер в 1494 году. Через несколько месяцев после этого происшествия Дюрер смог увидеть нюрнбергскую свинью, у которой было двенадцать лап, четыре из которых — на спине, что помогло ему сделать своё изображение ландсерской свиньи таким точным и натуралистичным, как если бы это была новостная фотография.
Гравюра «Четыре ведьмы» – один из самых таинственных листов в наследии Дюрера. По мнению искусствоведов, художник изобразил мифологический суд Париса, когда троянский царевич должен был решить, кто прекраснее — Афродита, Афина или Гера. Как известно, Парис, которого, кстати, не видно в композиции, выбрал Афродиту, что стало поводом к Троянской войне. Все эти три женские фигуры необычайно реалистично изображены на переднем плане. Но вызывает недоумение, кого изображает четвёртая женская фигура в глубине. Некоторые специалисты считают, что, возможно, это богиня раздора Эрида.
- Четыре ведьмы. 1497
Однако изображение обнажённой женщины в Средние века и в начале Возрождения нередко ассоциировалось с ведьмой. В 1484 году папа римский Иннокентий VIII опубликовал буллу, в которой говорилось о колдовстве и демонах, принимающих женский облик. Мужчины, вступавшие с ними в связь, страдали от болезней и от импотенции. Булла была включена в качестве предисловия в знаменитый «Молот ведьм», написанный доминиканским монахом Генрихом Крамером в соавторстве с профессором теологии Якобом Шпренгером. Труд был издан в Шпайере около 1487 года и, безусловно, был хорошо известен Дюреру. Уж не реальных ли ведьм решил запечатлеть художник? Ещё одно толкование этой гравюры предполагает, что видимая в центре девушка с венком на голове проходит некий обряд колдовского посвящения в окружении матрон. Из двери в левой части композиции, символизирующей, возможно, адские врата, вырываются языки пламени и видна голова дьявола. Дверь с правой стороны, перед которой лежит кость, представляет собой врата смерти. Гравюра могла быть создана в качестве некоего предостережения против похоти, ведущей к адским мучениям.
Выставка графических работ Альбрехта Дюрера в Государственном историческом музее продлится до 28 июня 2021 года.
Автор: Марина Александрина,
искусствовед, член ТСХР