Город со вкусом сыра

Со школьных лет мне хотелось побывать в самом древнем городе на Волге, побродить по его улочкам, познакомиться со старинной архитектурой и прикоснуться к его святыням. Наконец, давняя мечта сбылась благодаря тому, что редакция продолжает масштабную экспедицию «Течёт река Волга» и отправляется в Кострому.

Младшая сестра столицы

Накануне майских праздников наша дружная редакционная команда отправилась в славный город Кострому. Выехав на рассвете, мы успели миновать Тверскую и Ярославскую области с небольшими остановками в Калязине, где доплыли на барже-пароме до знаменитой затопленной колокольни, и в Рыбинске, в котором не только осмотрели достопримечательности, но и выступили для наших любимых подписчиков.

Кострома – чуть младше столицы, основана в 1152 году. И если с князем, заложившим город, у учёных полная ясность: это Юрий Долгорукий, что основал и златоглавую Москву, то с вопросом об этимологии историки и филологи спорят до сих пор. По наиболее популярной и распространённой версии, город получил своё название по одноимённой реке Костроме. Совсем как в своё время нынешняя столица России. Но почему она была названа именно так, а не иначе?

Кострома – совсем небольшая речушка, впадающая в матушку-Волгу поблизости от Ипатьевского монастыря. Но обмелела она ближе к нашему времени, когда уровень воды в больших и малых реках стал существенно снижаться. Между тем ещё в 1976 году река Кострома в своём нижнем течении вполне была судоходна и активно использовалась для молевого сплава леса. C 1995 года, согласно Водному кодексу Российской Федерации, подобный сплав в нашей стране запрещён, поскольку при таком способе происходит активное засорение русел рек тонущими брёвнами.

Но вернёмся к загадке названия реки, давшей имя поволжскому городу.

Несчастная дочь Огнебога

Любопытно, что на Почтовой карте Российской империи 1740 года, а также на Генеральной карте Российской империи 1745 года река Кострома вдруг ни с того ни с сего называется Вассея. Само же слово «кострома» очень древнее, восходящее ещё к праиндоевропейскому языку. Кострома у восточных славян, населявших эти земли, одна из богинь дохристианского, языческого пантеона. Она – дочь Купальницы и Семаргла, или Огнебога, родная сестра Купалы. Красивая старинная легенда рассказывает, как судьба разлучила брата и сестру. Младенца Купалу унесли гуси-лебеди за тридевять земель. Но им вновь было суждено встретиться.

Через много лет Кострома, гуляя по берегу реки, сплела венок. Она хвалилась, что ветер не сможет сорвать его с головы (это означало, что она не выйдет замуж), за эту похвальбу боги её наказали. Ветер сорвал её венок и унёс на воду, там его подобрал Купала, проплывавший мимо в лодке. Кострома не узнала брата, обычай же повелевал им жениться. Была сыграна свадьба, после которой жених и невеста узнали о том, что они — брат и сестра. Тогда они решили утопиться в реке. Кострома стала нежитью – мавкой. Впрочем боги, сжалившись, превратили Купалу и Кострому в красивый жёлто-фиолетовый цветок купала-да-мавка, более известный ныне как иван-да-марья.

Самая живучая богиня славян

Этимологически слово «кострома» связывается со словами «костерь», «костра», а также рядом других, вышедших ныне из употребления стародавних русских слов, обозначавших жёсткую кору льна, конопли, сорной травы и других подобных растений.

На Руси издавна существовал позабытый ныне красивый летний праздник – Кострома. Не случайно и в наши дни День города в Костроме тоже отмечается в августе. Главным действующим лицом праздника было чучело из рогож и соломы – «кострома». Без глаз, как и положено любому чучелу или кукле. В конце праздника «кострому» сжигали. Совсем как чучело масленицы в наши дни. Так сказывалась древняя вера наших предков в очистительную силу огня.

До революции богиня Кострома широко почиталась на Руси как покровительница прях и ткачества, ведь веретено и прялка были практически в каждой крестьянской избе. А Костромская область и сегодня один из центров производства льняной одежды, дышащей, экологичной, полезной и целебной для тела, в отличие от искусственных синтетических тканей.

Впрочем, это лишь одна из версий про Кострому. Есть и другая – финно-угорская. До прихода в раннее Средневековье на эти земли славян здесь обитали исчезнувшие впоследствии финно-угорские племена, которые смешались и растворились в поглотившем их славянском этносе. Но любые гидронимы, как известно, всегда очень древние, они сохраняются в топонимике даже спустя столетия после полного исчезновения в их ареале некогда обитавших на этих землях народов. Скорее всего, исконное название реки Кострома, которое ей дали местные финно-угорские племена (частичка «-ма» часто встречается в названиях рек и скорее всего указывает на их неславянское название), было схоже по звучанию с именем славянского божества Костромы – поэтому, когда этот край был заселён пришедшими из южных земель славянами, они всего лишь чуть-чуть подправили название реки, давшей впоследствии имя новому городу.

В гости к Сусанину и Снегурочке

В самом центре Костромы высится могучая громадина памятника Ивану Сусанину (1967). В лихолетье Смуты он завёл отряд польских интервентов, отправленный в Кострому истребить скрывавшегося в Ипатьевском монастыре юного претендента на российский престол Михаила Романова, в непроходимые лесные чащи, где они и сгинули. Народный герой теперь смотрит на поблёскивающие в солнечных лучах воды Волги, опираясь на посох.

До революции в Костроме в центре города тоже стоял памятник Ивану Сусанину (1851) вместе с царём Михаилом Романовым, но его разрушили в первые годы советской власти. Постамент разрушенного памятника был вскоре использован как трибуна во время революционных торжеств. После смерти Ленина даже существовали проекты переименовать Кострому в Ленин-на-Волге или Ильич, подобно тому как переименовали в честь революционных вождей многие старинные российские города.

К счастью, эта инициатива не получила развития. Справедливости ради стоит отметить, что в художественном отношении советский памятник народному герою Ивану Сусанину выглядит значительно торжественнее, строже и эпохальнее своего предшественника.

В наши дни Кострома известна туристам как родина Снегурочки, подобно тому как Великий Устюг стал всероссийской вотчиной Деда Мороза. Образ сказочной внучки, любимой детворой помощницы доброго волшебника, кажется, существовал всегда. Знаменитый драматург Александр Островский, много раз бывавший в Костроме и полюбивший этот край, в 1873 году создал в своей костромской усадьбе Щелыково пьесу «Снегурочка» о сказочной стране берендеев. Но на самом деле Снегурочка не зафиксирована этнографами в славянском обряде, хотя и присутствовала как один из персонажей в устном народном творчестве. В качестве внучки-помощницы Деда Мороза она появилась впервые лишь при встрече детьми Нового 1937 года в Доме Союзов в Москве.

От льна до галереи

В Костроме много всего интересного. Например, единственный на всю необъятную Россию очень любопытный Музей геральдики и фалеристики. А из монументов нашего времени отметим установленный в 2022 году на берегу Волги, напротив Ипатьевского монастыря, памятник знаменитому национальному предпринимателю, меценату, коллекционеру произведений русского изобразительного искусства, основателю Третьяковской галереи — Павлу Михайловичу Третьякову.

Жизнь и деятельность Третьякова были непосредственно связаны с Костромой. В 40-х годах XIX века братьям Петру и Павлу Третьяковым принадлежало пять лавок в Старых торговых рядах, где торговали исконно русским товаром — льняным полотном. В 1866 году состоялось открытие фабрики механического льнопрядения и ткачества товарищества «Новой (Большой) Костромской мануфактуры».

А спустя два десятилетия на окраине тогдашней Костромы выстроился целый ряд фабрик-льнопрядилен. В конце XIX века производство стало крупнейшим в Европе и получило статус поставщика Императорского двора. Именно доходы от производства костромских льняных фабрик Третьякова были во многом источником финансирования созданной им художественной галереи в Москве.

Оригинален и камерный костромской памятник Свободе человека (2017) в городском парке «Берендеевка». Это первый подобного рода монумент на планете. Памятник представляет собой запряжённого плугом Змея Горыныча. По замыслу скульптора, трёхголовый Змей символизирует три ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную на службе у народа. Или памятник во дворе местного университета автору «Зияющих высот» и «Светлого будущего», оригинальному мыслителю и философу Александру Зиновьеву (2009).

Пионер отечественной цветной фотографии, знаменитый светописец, как он сам себя называл, Сергей Прокудин-Горский в 1910–1911 годах сделал множество снимков города, Ипатьевского монастыря и окрестностей. И хотя оригиналы ныне хранятся за океаном, в Библиотеке Конгресса США, благодаря фото столетней давности мы можем увидеть, как выглядел город и его жители в недалёком прошлом.

Поэзия купеческой жизни

В городе сохранилось множество радующих глаз старинных особняков, как деревянных купеческих, так и более солидных каменных, настоящих городских усадеб прошлого. Можно просто идти по улицам исторического центра, и практически каждый дом, каждое здание будут со своей уникальной историей, а то и мемориальной доской. Например, на одной только улице Симановского находятся Резиденция Снегурочки, Музей театрального костюма с мемориальной доской основателю первого русского театра Фёдору Волкову, дом советского художника Владимира Стожарова, знаменитый, основанный ещё учеником преподобного Сергия Радонежского Богоявленско-Анастасиин монастырь, а также городская усадьба, где жил местный Кулибин, талантливый механик-изобретатель Павел Зарубин. Этот дом № 5 принадлежал моему далёкому предку, костромскому купцу Матвею Степановичу Зелову (читайте об этом в одном из ближайших номеров журнала «Чудеса и приключения»).

И какая же Кострома без знаменитого костромского сыра. В наш приезд мы попали в центре города, прямо напротив памятника Сусанину, на Сырную биржу в самый разгар торговли. Подкрепившись сыром, собрались в обратный путь. Наше путешествие «Течёт река Волга» продолжается.

Автор: Дмитрий Зелов

Фото Александра Нефедова