Салют, Россия!
Фейерверки трёхсотлетней давности по всем статьям выигрывают у чудес современной пиротехники.
- Адриан Шхонебек. Фейерверк 12 февраля 1697 года на Красном пруду в Москве в честь взятия Азова
Альянс с Масленицей
Возникновение фейерверков в России относится ко времени раннего детства Петра Великого. В последней трети XVII века редкие заезжие гости, желая поразить русский двор, устраивали «огненные потехи». Зрелище было удивительным и даже из ряда вон выходящим.
Так, в 1675 году голландский посол Конвард ван Кленк, будучи проездом в Великом Устюге, устроил фейерверк на берегу реки Сухоны. Местные жители, узрев огненных дьявольских змей, с дикими воплями разбежались.
Но начало было положено. Первые национальные фейерверки появились в последнее десятилетие XVII века; сжигались они в Москве обычно на Масленицу. Это был логичный шаг. Ведь обязательным атрибутом Масленицы является сожжение соломенного чучела – символа уходящей зимы. Пётр же добавил к традиционному празднику европейской зрелищности.
- Адриан Шхонебек. Фейерверк 1 января 1704 года в Москве
Техника на грани фантастики
Собственно, пиротехника с её разнообразными ракетами, огненными колёсами, фонтанами искр, дождиками, каскадами (и всё это – трёх видов: наземные, воздушные, водные) всегда составляла лишь фон праздника петровской эпохи.
В основе же фейерверка лежал сюжет: сложное многоактовое сценическое действо с участием подвижных и статичных фигур, а также специальных фейерверочных рабочих и актёров. Фигурировали античные храмы и христианские монастыри, вырастающие на глазах деревья и распускающиеся цветы, античные боги и герои вместе с библейскими персонажами; разыгрывались исторические и реальные морские сражения и полевые виктории и т.д.
Технической базой огненной феерии были так называемые планы фейерверка и щиты иллюминации. Они размещались на специальной фейерверочной сцене, похожей на огромный театральный помост. Его окружала балюстрада из ракет-шлангов, украшенных обрезными деревянными (раскрашенными под мрамор) скульптурами.
Планы – а их было два-три – представляли собой раму из деревянных планок высотой до 6–8 метров. На неё с помощью пропитанного шнура наносился контур рисунка. В нужный момент шнур поджигался поочерёдно с разных сторон, и в ночной темноте выступал один светящийся разноцветный рисунок, затем второй, третий…
Подробнее читайте в №6/2022 журнала «Чудеса и приключения»
Автор: Дмитрий Зелов