Хрупкая драматургия
Полтора века минуло с той поры, когда на свет появились художественное и одновременно скульптурное воплощения извечной темы сложных взаимоотношений отцов и детей. В России это была проблема не только простых обывателей, но и венценосцев. И Пётр I в их славном ряду не стал исключением. Чтобы собственными глазами увидеть, как эту трагедию интерпретировали в XIX веке, мы отправились в Тверь.
Хрестоматийная картина Николая Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» для своего времени была дерзкой и произвела неизгладимое впечатление на публику. Петра I и его сына Алексея Петровича художник изобразил в интерьере петергофского дворца Монплезир. На полотне представлена психологическая трактовка исторической драмы. Царевич Алексей, недовольный деспотизмом, с которым его отец проводил свои реформы, бежал в Западную Европу, но был хитростью оттуда возвращён и обвинён в подготовке захвата власти в России. Алексея Петровича заключили в Петропавловскую крепость, где он и умер от пыток 26 июня (7 июля) 1718 года. Художник хотел показать в Петре I отца, переступающего через свои личные пристрастия ради интересов государства.
Эта картина взбудоражила не только коллекционеров, журналистов и писателей. Вскоре после её публичной демонстрации и тиражирования гравированного изображения в тогдашних иллюстрированных печатных изданиях на фабрике Товарищества М.С. Кузнецова небольшой серией явилась на свет и декоративная скульптурная композиция по мотивам полотна.
И мы специально отправились в славный город на Волге, чтобы воочию увидеть эту редкость в экспозиции Тверской областной картинной галереи, расположенной ныне в великолепных залах Тверского императорского дворца.
[info]Подробнее читайте в №10/2022 журнала «Чудеса и приключения»[/info]
Автор: Александр Нефедов
Фото автора