Нежное искусство обмана
Мало кто догадывается, что музейные собрания старинных картин, которыми мы восхищаемся, просто кишат подделками.
- Христос и грешница. Ок. 1936–1940 гг. Картина голландского художника Хана ван Меегерена, имитирующая стиль Вермеера Делфтского (1632–1675)
Некоторые имитаторы великих классиков настолько талантливы, что вошли в энциклопедии. Их работы продемонстрировали в Штернбергском дворце Национальной галереи Праги на выставке «Подделки? Подделки!». Иконопись, готика, Леонардо, Кранах, Рубенс, Рембрандт, Вермеер… Посетители поражались: «Неужели?..» Не сразу поймёшь, где оригинал, а где копия.
Но если раньше разоблачённые умельцы возвещали, что их рукой с небес водил сам Рафаэль или Дюрер, сегодня сомнений нет: главный двигатель – неуёмное честолюбие и деньги. Так уж сложилось, что произведения искусства – надёжное вложение средств: ведь подлинные шедевры с годами только дорожают.
В музее, устроившем выставку на столь скользкую тему, однако, подчёркивали: в наше время фальсификаторов тоже полно, только их фамилии теперь не афишируются. Ведь сегодня люди хулимые, как и хвалимые, научились монетизировать свою упоминаемость.
Однако некоторые имена в художественном мире так известны, что представляют собой особую страницу в истории искусства.
Подробнее читайте в №8/2022 журнала «Чудеса и приключения»
Автор: Инна Лепая