Ненайденный город под солнцем

Тмутараканью теперь образно называют любое глухое место на задворках мира. А ведь был когда-то такой живой благодатный край.

И греки, и хазары

Это история долгая, непростая, полная драматизма.

В середине VI века до н.э. на берегу Керченского пролива, соединяющего Чёрное и Азовское моря, на нынешнем Таманском полуострове, основали свою колонию греки с острова Лесбос. Город-порт Гермонасса процветал много веков, войдя в состав Боспорского царства. Дома стояли каменные, двухэтажные, пятикомнатные, крытые черепицей, с печами и хранилищами зерна. Центр города украшал акрополь.

Тысячу лет спустя, в VI веке н.э., эти места захватили хазары, поставили здесь крепость Тумен-Тархан.

Крупный, хорошо укреплённый порт с прекрасной гаванью лежал на торговом пути из русских княжеств на Северный Кавказ и в Византию, в мусульманские владения и к Шёлковому пути. По сути, стратегический пункт, позволявший контролировать Подонье и Кубань. Здесь шла бойкая торговля, быстро оборачивались деньги, а потому кто тут только не жил: греки и славяне, армяне и лезгины, черкесы и грузины, осетины и адыги… Вероятно, была здесь и многочисленная еврейская община – иначе почему арабы называли это место Самкуш ал-йахуд – Еврейский Самкуш.

В Х веке князь Святослав разгромил Хазарию, и город под именем Тмутаракань (Тмуторокань, Тмуторотань, Торокань) вошёл в состав Киевской Руси.

Крупнейший лингвист Наталья Шведова подтверждает, что название явно происходит от тюркского «таман-тархан», что означает «город, правитель которого освобождён от взимания дани».

Очень странные христиане

В городе и его округе осталось много хазар. Русские монахи начали проповедовать среди язычников христианство. Мстислав, сын князя Владимира, правивший в Тмутараканском княжестве в 988–1036 годах, построил здесь в 1022 году церковь Пресвятой Богородицы. К этому времени сложился военно-политический союз с византийским императором. В Византии город был известен как Таматарха.

В «Житии Феодосия Печерского» говорится, что инок Никон (ум. в 1088 г.), бежавший от гнева великого князя киевского Изяслава, обнаружил «на острове Тмутараканском» свободное место и основал близ города монастырь. Из летописей Никона известно, что в княжестве была развита письменность. Одним словом, Тмутаракань стала довольно крупным культурным и христианским центром.

В целом же письменные источники сообщают о ней скупо. «Повесть временных лет» упоминает о начале княжения Мстислава, а последний раз пишет о княжестве в 1094 году, когда князь Олег, покинув его, ушёл на княжение в Чернигов. Утратила своё влияние Византия; укрепилась власть половцев, отрезавших город от других русских княжеств. И через сто лет Русь его фактически потеряла.

Само княжество, при всех распрях и междоусобицах, всё же существовало, испытывая всё больший упадок. Шли войны, происходили частые перемены. В середине XIII века эти места стали колонией генуэзцев, обосновавшихся на юге Крымского полуострова. А после сражения на Калке в 1224 году Тмутаракань вошла в состав Золотой Орды.

В 1237 году в Тмутаракани побывал венгерский монах, оставивший свидетельство: «Ея владетель и население называют себя христианами, имеют сто жён, все бреют головы, а бороды растят умеренно, за исключением благородных, которые в знак своего благородства над левым ухом оставляют немного волос, причём вся остальная голова обрита».

В 1475 году край завоевала Османская империя. На развалинах генуэзской крепости турки воздвигли свою Хункалу, а сам город назвали Таман.

В источниках Тмутаракань последний раз упоминается в 1378 году, а после XIV века она, вероятно, была относительно заброшена.

В 1791 году Таманский полуостров вошёл в состав Российской империи (ныне это территория Краснодарского края). На следующий год вроде бы обнаружили место, где располагалась столица древнего княжества. Там же один крестьянин нашёл камень с надписью, что князь Глеб по льду зимой «измерил море» – ширину Керченского пролива от Тмутаракани до Корчева (Керчи). Она составила 14 тысяч маховых саженей (24 км).

В августе 1792 года недалеко от развалин Тмутаракани запорожские казаки основали станицу Тамань. С 1849 года она стала базой флотилии Кубанского казачьего войска.

Куда же он подевался?

Раскопки у станицы Таманской ведутся уже более двухсот лет, но полной ясности так и нет. Большинство археологов считают, что столица Тмутараканского княжества находилась в районе станицы, на месте греческой колонии Гермонассы.

В 1950-е годы здесь проводил раскопки выдающийся археолог и исследователь Б.А. Рыбаков. Он определил, что на этом месте было древнерусское поселение. Нашли даже фундамент церкви (возможно, Богородицы), образцы славянской керамики X–XI веков. Но неясно: была ли это столица древнего славянского княжества? Или же археологи наткнулись на квартал русской диаспоры в хазарско-византийском городе? Из найденных монет почти половина византийских. Однако это мало о чём говорит: на Руси монет чеканили намного меньше, чем в Византийской империи.

Нет и прямых свидетельств того, что Тмутаракань находилась на месте Таманского городища. Об этом свидетельствует только Тмутараканский камень. Но как понимать слова, что князь Глеб «мерил море» от Тмутаракани, то есть от города или границы княжества? И что имел в виду Никон под «островом Тмутараканским»? Может, ему после переправы через широкие плавни Кубани показалось, что он попал на остров?

В 1997 году в 25 км от городища нашли следы монастыря – возможно, того самого, основанного Никоном. Ещё в XIX веке от местных жителей можно было услышать, что на месте монастыря когда-то было языческое капище и монахи обращали в христианство местных хазар и касогов.

Есть мнение, что город Тмутаракань надо искать не на месте станицы Таманской, а на берегу лиманов, в дельте Кубани, ближе к Темрюку.

В любом случае совершенно не ясно, каким образом исчез с концами целый город. Был ли он сметён с лица земли врагом или какой-то природной катастрофой? Почему о нём перестали упоминать летописи? Одни историки считают, что он погиб ещё в 1094 году, другие – что не ранее 1120-х годов. Долгое время в его уничтожении винили половцев. Но их орды в 1111 и 1116 годах были разбиты русскими полками Владимира Мономаха и Ярополка. Половцы надолго ушли к Каспийскому морю и в предгорья Кавказа и захватить Тмутараканское княжество никак не могли.

При раскопках в 1980–1990-х годах в этом регионе (в Керчи и близ Анапы) нашли следы разрушенных построек и сильных пожаров, обычно сопутствующих мощным землетрясениям. Катастрофу датировали началом XII века.

А в «Повести временных лет» как раз сказано, что 5 февраля 1107 года перед рассветом в Приазовье тряслась земля. В низовьях Кубани землетрясение силой 7–8 баллов случилось в 1879 году.

Так что, возможно, именно какая-то из этих катастроф стала началом гибели одного из интереснейших в истории городов, вошедшего в русский язык звучным присловьем.

Автор: Валерий Пак

Фото Shutterstock.com