Дракон летит, Митрофан спит

Хочется верить, что эта удивительная история могла произойти в небе над маленьким российским городком.

Старинный акварельный рисунок 1843 года художника Рудольфа Жуковского из серии «Русские народные сцены» убеждает нас в том, что именно этот губернский город является родиной воздухоплавания. Видимо, совсем не случайно спустя десятилетия эта земля стала связана с именем другого великого гения и пионера воздушно-комических исследований – Константина Циолковского.

Изображение невиданной доселе «летающей кареты» обязано появлению годом ранее патента англичан Уильяма Хенсона и Джона Стрингфеллоу на «воздушный паровой экипаж «Ариэль». В 1843 году уже была готова шестиметровая модель планера-самолёта, впервые в истории оснащённая паровым двигателем мощностью в одну лошадиную силу. Просто и без обиняков реклама диковинного летательного аппарата обещала доставить любого желающего до Индии всего-то… за четверо суток!

Однако первый удачный полёт «Ариэли» состоялся лишь несколько лет спустя, в 1848 году. И всё ещё без человека. Тем не менее исследователи отечественного самолётостроения сходятся во мнении, что это был первый технически верный проект самолёта.

Но вернёмся к загадочному рисунку Жуковского. Основой для него послужил созданный всё в том же 1843 году рисунок Фредерика Марриота, компаньона Хенсона и Стринг­феллоу, отвечавшего в компании за рекламу и продвижение. Впрочем, отечественный акварелист добавил по собственному почину в изображение самолёта-планера огнедышащего дракона, что придало рисунку гротескный характер.

[info]Целиком материал читайте в №10/2023 журнала «Чудеса и приключения»[/info]

Автор: Иван Тихомиров