В бесконечном пути

12 декабря нынешнего года большому другу журнала «Чудеса и приключения» Фёдору Филипповичу Конюхову исполняется 70 лет. 

 

О Фёдоре Конюхове как необычной личности можно рассказывать бесконечно. Так же как и о его путешествиях, увлечениях, талантах. И в этих рассказах невозможно понять, кто он в первую очередь: заботливый муж и отец, православный священник, рисковый путешественник, талантливый писатель или самобытный художник? Несомненно одно – он Человек, который сделал себя сам, в буквальном смысле слова сам «построил» свою Судьбу.

Хотя, как видно, и Божье Провидение сыграло здесь свою роль, недаром же Фёдор Филиппович решил посвятить себя ещё и церковному служению. Выпускник Одесской мореходки, Ленинградского арктического училища и Бобруйского художественного училища, он попытался совместить любовь к живописи, знание судовой механики со страстью к путешествиям. И у него это получилось. Автор более трёх тысяч живописных картин и участник многих российских и международных выставок, действительный член Российской академии художеств, которая отметила его труды своей золотой медалью, стал ещё и членом Союза писателей России, автором более двадцати захватывающих книг. Это книги о его путешествиях, о том, как он стал пилотом свободного аэростата и совершил кругосветное путешествие на воздушном шаре в 2016 году, как стал заслуженным мастером спорта, капитаном дальнего плавания, яхтенным капитаном и совершил четыре кругосветных плавания, пятнадцать раз пересёк Атлантику на парусных яхтах и один раз на вёсельной лодке.

В 1988 году он был награждён орденом Дружбы народов СССР за трансарктическую лыжную экспедицию «СССР – Северный полюс – Канада». За сорок лет своих путешествий Фёдор Конюхов добился титула первого в мире человека, который достиг пяти полюсов нашей планеты: Северный географический (три раза), Южный географический, полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты), Мыс Горн (полюс яхт­­­­­­­­с­менов). Он первый в мире, которому удалось выполнить программу Adventurers Grand Slam («Большой Шлем Приключений»): покорил Северный полюс (1988), Южный полюс (1996) и семь вершин мира, включая Эверест (с 1992 по 1997 гг.). Наконец, он первый россиянин, выполнивший программу «Семь вершин мира», — совершил восхождения на высочайшую вершину каждого континента.

Часть лета нынешнего года Фёдор Филиппович провёл на одиночной дрейфующей полярной станции в районе Северного полюса в высоких широтах Северного Ледовитого океана. «Приютившая» его льдина оказалась толщиной около полутора метров и площадью в 15 кв. км. Направление её дрейфа было на юго-запад, в сторону Атлантического океана, между Гренландией и Шпицбергеном. Погода на станции стояла отнюдь не курортная: температура около 0˚С, туманы, кратковременные снегопады и затянутое серой пеленой небо. Просветы в небе были очень редкие, и из-за этого солнечные батареи плохо заряжали приборы и средства связи, ведь на льдине не было других источников энергии, кроме солнечных батарей. Но нашему герою к таким ситуациям не привыкать!

 

В 2021–2022 году действительный член Русского географического общества Фёдор Конюхов планирует бросить вызов морской стихии и человеческим возможностям. На катамаране NOVA на солнечной энергии он задумал совершить первый в мире одиночный переход через Тихий океан. Путешественнику предстоит примерно за четыре месяца преодолеть 9 тыс. морских миль (более 16 500 км) в режиме автономного плавания от берегов Чили до Австралии.

Как сообщает пресс-служба организаторов экспедиции, из портового чилийского города Вальпараисо через «ревущие сороковые широты» Тихого океана маршрут пройдёт в холодном и мощном течении Гумбольдта, несущем свои воды от берегов Антарктиды в сторону экватора. В течение нескольких недель плавание пройдёт вдоль Южной Америки. Выйдя на траверз города Лима (Перу), путешественник повернёт на запад и возьмёт курс на острова Французской Полинезии. Этот отрезок относительно спокойный: пассатные широты, попутные ветра. От Французской Полинезии шкиперу предстоит пройти через лабиринт островов, лежащих на пути в Австралию. Финиширует Фёдор Конюхов в австралийском порту Брисбен.

Катамаран NOVA — маломерное двухкорпусное судно океанского класса длиной 11 и шириной 7 м, способное развить скорость до 5–7 узлов за счёт двух электродвигателей мощностью до 3 кВт с приводами на полностью погружённые винты. Энергетическая силовая установка судна является электрической и не загрязняет океан и атмосферу. Солнечные модули российского производства общей площадью 66 кв. м, установленные на палубе и боковых поверхностях поплавков, обеспечивают высокоэффективное аккумулирование прямого и рассеянного солнечного света с КПД до 22%. Система бортового накопителя энергии состоит из 26 аккумуляторов и всего необходимого оборудования для преобразования, управления и хранения солнечной энергии.

Запастись достаточным количеством пресной воды для перехода длительностью до 100 дней невозможно, поэтому на борту установлен опреснитель морской воды, работающий на энергии солнца. Рацион путешественника состоит из нескольких типов сублимированного питания — лёгкого, калорийного, не раз проверенного во многих экспедициях.

Свои впечатления от перехода Фёдор Конюхов запишет в видеодневнике. Кроме того, он проведёт экологический мониторинг океана на наличие пластиковых отходов в морской воде. Для этого катамаран оснащён специальной установкой проточного типа и комплектом сменных фильтров, позволяющих улавливать микрочастицы пластика размером от 200 мкм до 1,5 мм и более. Собранные образцы и видеоматериалы путешественник передаст для изучения научному партнёру экспедиции — Институту океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук. Так что юбиляр, кроме всего прочего, исполнит ещё и непростую миссию учёного-океанолога.

Автор: Александр Нефедов