Три капитана
Конец XIX – начало ХХ века ознаменовались всплеском интереса к Арктике. Полярные исследователи со всего света: англичане и норвежцы, французы и американцы, шведы и итальянцы именно здесь стремились дописать последние страницы истории Великих географических открытий.
Полярная гонка
В 1873 году австрийской экспедицией Юлиуса Пайера и Карла Вейпрехта был открыт архипелаг Земля Франца-Иосифа. В 1878–1879 годах Адольф Эрик Норденшельд на китобойной шхуне «Вега» впервые в мире прошёл Северным морским путём от Гётеборга до Тихого океана. В 1893–1896 годах Фритьоф Нансен на корабле «Фрам» совершил трансполярную экспедицию, установив закономерности дрейфа паковых льдов. В 1908 и 1909 годах к полюсу на собачьих упряжках устремляются Фредерик Кук и Роберт Пири.
Россия, обладавшая самым широким выходом в Арктику – от Архангельска до Чукотки, – оставалась в стороне от этой полярной лихорадки, и многим патриотам хотелось приурочить к 300-летнему юбилею Дома Романовых великие свершения в северных морях.
Летом 1912 года сразу три русские экспедиции стартовали в арктические широты: экспедиция Георгия Седова на шхуне «Св. великомученик Фока» к Северному полюсу, экспедиция Владимира Русанова на кече «Геркулес» к Шпицбергену и экспедиция Георгия Брусилова на шхуне «Св. Анна» по Северному морскому пути. Все три экспедиции были задуманы и подготовлены на скорую руку. Все три закончились трагично. Георгий Седов скончался, не достигнув цели. Экспедиция Русанова пропала в полном составе (мы писали об этом в «ЧиП» № 3/2023). Из экспедиции Брусилова чудом вернулись два человека. Сегодня мы расскажем об этой экспедиции поподробнее.
Север зовёт!
Лейтенант Георгий Брусилов, племянник знаменитого генерала А.А. Брусилова, родился в 1884 году в Николаеве. В 1910–1911 годах участвовал в гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач». И, видимо, решил, что можно легко пройти по полярным морям с запада на восток. Нужно только найти надёжное судно, хорошую команду – и всё получится. В 1912 году Брусилов, оформив отпуск, начал подготовку к собственной экспедиции с целью пройти Северным морским путём до Тихого океана. Экспедиция планировалась в частном порядке, и с этой целью Брусилов организовал среди своих ближайших родственников акционерное общество, предполагавшее активный промысел пушного зверя в арктических широтах. 90 тысяч рублей выделила тётка Георгия, баронесса Анна Николаевна Брусилова, но с условием не допускать в общество посторонних акционеров, оставив его чисто семейным предприятием. На её деньги Брусилов купил в Англии укреплённую китобойную шхуну (баркентину) «Бленкатра», в честь главного спонсора переименованную в «Святую Анну». Судно было далеко не новое, но в хорошем состоянии, обладало мощной паровой машиной и тройной обшивкой толщиной до 0,7 м и прекрасно подходило для северных морей.
28 июля (10 августа) 1912 года «Св. Анна» торжественно отбыла из Санкт-Петербурга вокруг Скандинавии в Александровск-на-Мурмане (ныне город Полярный Мурманской области). Там произошла первая неожиданность. Узнав о своём исключении из числа акционеров, от участия отказались помощник капитана, судовой врач и второй штурман. По болезни списались несколько матросов. За считанные дни до начала экспедиции команда оказалась недоукомплектованной. В этот критический момент на роль судового врача попросилась Ерминия Жданко, племянница начальника главного гидрографического управления флота генерала М.Е. Жданко, которая временно находилась на судне в качестве пассажира. Молодая девушка, окончившая курсы сестёр милосердия, проявила такую непреклонную решимость и твёрдость, что Брусилов не смог устоять. Отец телеграфировал: «Путешествию Владивосток не сочувствую. Решай сама. Папа». И она решила свою судьбу, став полноправным членом экипажа. «Я верю, – пишет Ерминия в своём письме к родителям, – что вы меня не осудите за то, что поступила, как мне подсказывала совесть. Поверьте, ради одной любви к приключениям я бы не решилась вас огорчить… Когда об экспедиции знает чуть ли не вся Россия, нельзя же допустить, чтобы ничего не вышло. Довольно уже того, что экспедиция Седова, по всем вероятиям, кончится печально… Всё это на меня произвело такое удручающее впечатление, что я решила сделать что могу, и вообще чувствовала, что если я сбегу, как и все, то никогда себе этого не прощу… Пока прощайте, мои милые, дорогие. Ведь я не виновата, что родилась с такими мальчишескими наклонностями и беспокойным характером, правда?..»
Взамен отсутствующих матросов Брусилов нанял нескольких архангельских поморов.
В окончательном экипаже из 24 человек было всего 7 профессиональных моряков, включая капитана и штурмана.
Курсом на восток
28 августа (10 сентября) 1912 года «Св. Анна» вышла из порта и взяла курс на восток. Маршрут экспедиции предполагался следующий: в Карское море, обогнув полуостров Ямал и мыс Челюскин, зимовка в устье реки Хатанги, далее вдоль побережья Сибири к Берингову проливу и во Владивосток.
2 (15) сентября экспедиция достигла пролива Югорский Шар между материком и островом Вайгач, южнее Новой Земли. Там, в становище Хабарово, находилась телеграфная станция, где команда оставила последнюю почту. «Дорогая мамочка! Всё пока слава Богу!.. Пришли в Югорский Шар… Мима пошла со мной в качестве доктора… Надеюсь, ты будешь спокойна за меня, т.к. плавания осталось всего две недели, а зима это очень спокойное время, не грозящее никакими опасностями и, с помощью Божией, всё будет благополучно. Крепко тебя целую, моя милая мамочка, будь здорова и спокойна, твой Юра». Это письмо Брусилова оказалось прощальным.
Ледовая обстановка в Арктике в 1912 году оказалась одной из самых неблагоприятных за все годы наблюдений. Тем более нелогичным и безрассудным выглядит решение Брусилова стартовать в сентябре, буквально накануне зимы. Но профессиональный моряк попал в капкан жёстких законов бизнеса. Кроме патриотизма и амбиций капитана гнал вперёд кабальный договор с Анной Николаевной.
Огромные ледяные поля встретили судно почти сразу за Югорским Шаром, но Брусилову удалось относительно спокойно, не теряя из виду суши, подойти к берегам Ямала. 5 октября «Св. Анна» намертво вмёрзла в лёд в 12 милях от западного побережья Ямала на широте 71°45′. Экспедиция была готова к штатной зимовке во льдах и имела запас продовольствия на 18 месяцев. Но 28 октября южным ветром ледяное поле вместе с вмёрзшей в неё шхуной понесло к северу. Вначале это не вызвало беспокойства, ведь так или иначе необходимо было огибать полуостров Ямал и остров Белый. Но наступил декабрь, земля осталась на юге, а выбраться из ледяного поля так и не удалось. Так экспедиция Брусилова невольно открыла Обь-Енисейское сточное течение, уходящее далеко на север. Корабль уносило льдами в открытое Карское море в направлении полюса. Так начался двухгодичный дрейф.
На перепутье
В декабре практически вся команда заболела неизвестной болезнью: высокая температура, озноб и слабость. Это скорее всего объяснялось потреблением мяса белых медведей, которое было заражено трихинеллёзом. Слёг и Брусилов. Только весной капитан смог встать на ноги, но был очень слаб. С начала зимы и до самой весны обязанности капитана фактически выполнял штурман Валериан Альбанов.
«Св. Анна» по-прежнему дрейфует к северу и прочно зажата льдами. Использовать короткое полярное лето 1913 года для того, чтобы вырваться из плена, не удаётся – корабль по-прежнему зажат арктическим льдом. Несмотря на все попытки пробить выход к открытой воде, команде пришлось готовиться ко второй зимовке.
Вернувшийся к командованию Брусилов и Альбанов всё чаще спорят друг с другом по любому поводу. Брусилов всё время раздумывает над тем, что, даже если судно выйдет из ледяного плена, экспедиция закончится бесславным провалом и вместо участия в пушной концессии его ждёт банкротство и унизительный отчёт за каждую копейку. Альбанов пишет в своём дневнике: «Постоянные неудачи при планировании с самого начала экспедиции, повальные болезни зимы 1912–1913 гг., тяжёлое настоящее и грозное неизвестное будущее с неизвестным голодом впереди – всё это, конечно, создало обстановку настоящего нервного заболевания».
В конце концов в сентябре 1913 происходит крупная ссора, после которой вспыльчивый Альбанов просит освободить его от обязанностей штурмана. Самый опытный участник экспедиции фактически превращается в пассажира.
Корабль продолжало нести на север. Злая ирония судьбы: собиравшийся на восток по Северному морскому пути Брусилов оказался севернее, чем стремившийся к полюсу Седов. А Русанов, изначально пошедший на Шпицберген, добрался далеко восточнее, чем удалось Брусилову.
В начале 1914 года стала ощущаться нехватка продуктов и керосина, а к зиме можно было ждать голода. Ерминии, надо полагать, было труднее всех. Но твёрдости характера ей тоже не занимать. «…Ни одной минуты не раскаивалась она, что «увязалась», как мы говорили, с нами. Когда шутили на эту тему, она сердилась не на шутку», – пишет Альбанов в дневнике. Она стала первой в мире женщиной, достигшей таких высоких широт. «Это была сильная женщина, кумир всего экипажа. Она была настоящим другом, редкой доброты, ума и такта», – вспоминал о ней Александр Конрад, один из двух спасшихся членов экипажа «Св. Анны».
Альбанов предложил покинуть корабль и всей командой на нартах и каяках двинуться к Земле Франца-Иосифа. На то, что летом «Св. Анна» сможет освободиться от полярных льдов, не было никаких шансов. А третью подряд зимовку экипаж не перенёс бы. Брусилов же твёрдо стоял на своём, продолжение экспедиции было для него делом чести. Тогда Альбанов обратился с просьбой позволить ему с частью команды уйти с судна на Землю Франца-Иосифа, до которой, по его оценке, было около ста километров. Там, на мысе Флора, должна была остаться база английской экспедиции Фредерика Джексона, где можно найти продовольствие и дождаться какого-нибудь судна. Брусилов согласился. Уход части команды позволил бы сэкономить продукты до лета 1915 года.
До апреля группа мастерит из подручных средств нарты и каяки. Перед расставанием Брусилов передаёт Альбанову запаянную жестяную банку с документами на имя начальника Гидрографического управления. 10 (23) апреля 1914 года Альбанов с тринадцатью матросами уходят на юг.
Чудо во льдах
Переход Альбанова и его спутников по дрейфующим льдам – это тема отдельного рассказа. Увлекательного и драматического. Не пройдя и десяти дней, трое матросов бегут обратно на корабль. В пути выходит из строя хронометр. Штурман лишился возможности определять долготу. 3 (16) мая ушёл на разведку и не вернулся матрос Баев, поиски результата не дали. После двух месяцев изнурительного пути из группы сбежали два человека, прихватив с собой запас еды, бинокль с компасом, оружие. Были дни, когда группа проходила пять вёрст, а ночью её относило на 12 назад. Тем не менее 9 июля члены команды увидели землю. Первый раз с осени 1912 года. Это была Земля Александры, мыс Мэри Хармсуорт.
Это было настоящее чудо! Первое чудо: здесь крайняя западная точка архипелага Земля Франца-Иосифа. Промахнись они чуть правее, никто бы не выжил. Второе чудо – путешественники подошли к земле в тот момент, когда провиант закончился. Из еды оставалось полфунта соли.
Здесь же команда встречает своих беглецов. Альбанов прощает их. «Ради прихода на землю…» Но теперь у них не хватает каяков, чтобы разместить десять человек. Пришлось разделиться на две группы: пятеро на каяках, пятеро на лыжах. Во время первого перехода до мыса Ниль умер матрос Архиреев. К месту второго сбора, мысу Гранта, береговая партия так и не пришла. В месте следующей ночёвки на острове Белл умирает матрос Нильсен. И уже на финальном переходе, когда, казалось бы, всё уже хорошо, происходит очередная трагедия. Поднимается штормовой ветер, один из каяков с двумя матросами уносит в открытое море. Остаются двое – Альбанов и Конрад. Они прячутся за айсберг и пережидают шторм. Но льдина, на которой они заночевали, раскололась. Альбанов и Конрад проснулись, когда уже стали погружаться в воду. Температура воды – около нуля. Каким-то чудом они смогли забраться в свой каяк и без остановки остервенело гребли до берега, согреваясь движением. Конрад отморозил пальцы на ногах, но смог добраться до базы Джексона, где нашлось несколько не разобранных на дрова избушек и множество банок консервов, которые спасли им жизнь.
Это было 9 (22) июля 1914 года. А 20 июля (2 августа), готовясь к неизбежной зимовке, Альбанов вдруг заметил за мысом дымок. Это, дожигая в топке последние стулья из кают-компании, к острову за дровами подходил «Св. великомученик Фока». Невероятное пересечение двух неудачных экспедиций. И это было третье чудо.
Мыс Флора – место удивительное. Здесь иногда происходят чудесные истории. Например, в 1896 году здесь случайно встретились Джексон и Нансен. Нансен не знал, что здесь находится база англичан. Просто шёл на юг и в какой-то момент услышал собачий лай. Среди двухсот островов случайно найти руководителя экспедиции – чем не мистика?
Печальный финал
Доставленные Альбановым материалы экспедиции Брусилова позволили систематизировать сведения о течениях, определить границы материковой отмели, выявить подводный жёлоб Святой Анны на границе между Карским и Баренцевым морями, а на основании наблюдений Альбанова во время пешего перехода выявлена закономерность дрейфа льдов в юго-западном направлении и открыто Восточно-Шпицбергенское течение.
«Св. Анну» с тех пор никто никогда не видел. В 1914 году её искали, была снаряжена поисковая экспедиция, но никаких следов не нашли. Без сомнения, она продолжила свой дрейф, но чем он закончился и какова судьба оставшихся на ней людей, так и осталось неразгаданной тайной Арктики. Строили предположения, что команда могла погибнуть от голода или цинги, а само судно вынесло дрейфующими льдами в район Шпицбергена, но никаких подтверждений ни одной из гипотез так и не появилось.
В.И. Альбанов опубликовал дневник о событиях дрейфа и своего перехода. Погиб осенью 1919 года. А.Э. Конрад все годы тщательно избегал расспросов об экспедиции и о взаимоотношениях на корабле. Умер в 1940 году.
Из жизни – в роман
Три капитана… Три тщеславных авантюриста… Три ярких примера того, как нельзя относиться к Арктике. Спустя много лет эти три поучительные истории под пером Вениамина Каверина сплелись в одну. Каверин соединил в своём капитане Татаринове черты Седова и Брусилова, в штурмане Климове узнаётся Альбанов, пропавшая шхуна «Святая Мария» повторяет маршрут «Святой Анны» а трагический финал где-то в таймырских снегах перекликается с историей Русанова. Но писатель явно приукрасил своего героя. Никакой Николай Антонович не додумался бы вместо ездовых собак наловить дворняг на улицах Архангельска, как Седов, или взять в плавание свору гончих, как это сделал Брусилов.
На этом фоне осенью 1913 года как-то незаметно прошло открытие архипелага Северная Земля гидрографической экспедицией Бориса Вилькицкого. А в 1914–1915 годах два российских ледокола «Таймыр» и «Вайгач» без всякой помпы, деловито и уверенно прошли Северным морским путём от Владивостока до Архангельска. Так и надо делать великие дела.
Автор: Сергей Борисов