Хрупкое золото императоров
Хотя первое знакомство россиян с фарфором произошло ещё в XV веке благодаря тверскому купцу Афанасию Никитину, его производство в нашей стране стало возможным лишь спустя три столетия.
Императорский фарфоровый завод – первое в России предприятие по производству и художественной росписи фарфора. Основанное ещё в 1744 году в Санкт-Петербурге, на глухой окраине тогдашней российской столицы, в правление императрицы Елизаветы Петровны (1741–1761), оно успешно функционирует по своему прямому назначению до сих пор.
Предтечей Императорского фарфорового завода была Невская порцелиновая мануфактура (1744–1765), располагавшаяся в непосредственной близости от главной реки столицы, ибо производство первого русского фарфора требовало постоянного источника воды. Ныне полностью вышедшее из оборота слово «порцелин» («porcelain») обозначало в XVIII веке то же самое, что и сейчас – фарфор. Это было заимствование из распространившихся тогда при российском дворе европейских языков, в первую очередь французского. Но в итоге у нас прижилась калька с арабского.
Вскоре вокруг завода выросла целая Фарфоровая слобода из трудившихся на ней работников. В городской топонимике Северной столицы до сих пор сохранились названия, отсылающие нас к тому времени: станция Фарфоровская Октябрьской железной дороги, Фарфоровская улица. Это был свой, обособленный мир работников завода, трудившихся над созданием уникальных произведений из керамики, непроницаемых для воды и газа, просвечивающих в тонком слое и издававших при лёгком ударе деревянной палочкой высокий чистый звук, который ни с чем нельзя было спутать.
Как и при любом поселении, у заводских работников была своя, Свято-Духовская церковь. Выстроенная в 1902–1912 годах по проекту академика архитектуры Александра Красовского, она обладала уникальным фарфоровым иконостасом. Увы, в советское время этот храм постигла печальная участь тысяч церквей, и фарфоровый иконостас остался только на архивных снимках и рисунках. Впрочем, в наше время возник проект возрождения храма с его необычным иконостасом – остаётся только надеяться и верить, что этот амбициозный и, вне всякого сомнения, необходимый для предприятия, города и страны проект будет осуществлён.
[info]Подробнее читайте в №3/2022 журнала «Чудеса и приключения»[/info]
Автор: Дмитрий Зелов