Чем не угодили человечеству?
У каждого изобретения своя судьба. Одно быстро внедряется, другое уходит в забвение. Как ни странно, часто на то бывают сторонние причины, не связанные ни с остроумием изобретателя, ни с полезностью его детища. Продолжаем тему, начатую в «ЧиП» № 8 за 2024 год.
Первая мощёная дорога – Via Appia, или Аппиева, – была построена в 312 году до н.э. и жива до сих пор.
Автор, побывав летом в Словакии, обнаружил под Братиславой Герулату – лагерь древнеримских легионеров II века н.э., ещё не истоптанный туристами. В небольшом ультрасовременном музее множество подлинных находок, а побродить по древним камням – отдельное удовольствие: как в Древний Рим попал!
Как было не вспомнить, что именно древнеримским воинам принадлежит заслуга строительства в Европе целой сети дорог (до 400 тысяч км). Некоторые служат уже 2000 лет. Большинство давно запечатано асфальтом: ещё бы, на мощную основу он ровнее ложится и лучше держится. Строились эти дороги, которым износу нет, не только для быстрого передвижения войск, но и для торговых караванов, курьерской почты и т.д. Они тщательно планировались землемерами и для удобства делались максимально прямыми. По закону минимальная ширина дороги была 2,30 м (из расчёта: четыре легионера в линии), но практически достигала семи метров.
Сначала по плану прокладывали две канавки. Между ними копали ров глубиной 1,5 метра. И закладывали в него «слоёный пирог». На дно – крупные неотёсанные камни (в Средние века богачи раскурочивали дороги и строили из них замки). Выше – щебень, скреплённый бетоном; затем слой остатков битого кирпича; потом крупные булыжники. Поверх них сыпали песок, мелкий гравий.
Вдоль пути для порядка ставили военные лагеря вроде Герулаты. Но в чём же секрет неубиваемых римских дорог и построек?
Целиком материал читайте в №12/2024 журнала «Чудеса и приключения»
Автор: Андрей Ардер
Фото: Shutterstock.com