Атомные грёзы
Открытый в конце XIX века феномен радиоактивности учёные вскоре сумели приспособить как для разрушения, так и ради созидания.
На что способна атомная энергия? После первых ядерных взрывов, превративших в 1945 году в пепел японские города Хиросиму и Нагасаки, всем казалось, что она способна только разрушать. Мир стал полярным, начался новый виток вооружений, на карте планеты появились ядерные державы во главе с СССР и США. В 1960 году у Советского Союза в арсенале уже было 1627 ядерных боеголовок, а у США – в десять раз больше. Учёные двух стран спешно конструировали водородные бомбы и межконтинентальные ракеты для нанесения смертоносных ударов.
Новая война казалась неминуемой, но 30 октября 1961 года Советский Союз провёл в безлюдном районе Новой Земли испытания самого мощного взрывного устройства за всю историю человечества. Взрыв термоядерного «изделия АН 602», которое американцы с испугу нарекли «Царь-бомбой», был произведён в воздухе, на высоте четырёх километров над землёй. В радиусе почти тысячи километров взрывная волна выбила стёкла из домов, а ядерный гриб оказался выше Эвереста. Итогом оказался не военный конфликт, а подписанный 5 августа 1963 года в столице нашей страны «Московский договор» о запрещении испытаний ядерного оружия, известный как «Договор о запрете испытаний в трёх сферах». Международный документ стал первым соглашением на пути к ограничению ядерной гонки и, наверное, единственным в этой сфере, полезность и актуальность которого ни у кого не вызывала сомнений.
Этот факт ничуть не противоречил зарождению концепции нынешней геополитической безопасности нашей великой страны – ядерной триаде. В её основе – стратегические ракетные комплексы наземного базирования, дальняя стратегическая авиация и атомные подводные лодки со сверхмощными баллистическими ракетами. Но Россия рассматривает ядерное оружие исключительно как средство сдерживания и предпринимает все усилия для уменьшения ядерной угрозы, что чётко прописано в Указе Президента РФ «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания».
Впрочем, о мирном атоме человечество задумалось как раз на пике ядерного противостояния. В августе 1955 года в Женеве состоялась конференция, на которой учёные и политики впервые серьёзно приступили к обсуждению созидательных возможностей атома. Да и как иначе, если в ходе ядерных реакций может вырабатываться электричество и тепло, если с помощью радиации можно консервировать продукты и лечить тяжёлые болезни и даже совершить прорыв в дальний космос.
Но чтобы поставить эту могучую силу на службу человечеству, нужно научиться ею управлять. С тех пор минуло семьдесят лет. О том, как шаг за шагом, начиная с открытия французским учёным Анри Беккерелем в конце XIX века явления радиоактивности, мы пришли к широкому использованию атома в повседневной жизни, можно узнать на масштабной выставке в павильоне «Атом» на ВДНХ.
Начинается экспозиция глубоко под землёй, где в импровизированном бункере вы сможете увидеть не только модели в натуральную величину первых советских атомных бомб, но и узнать в декорациях той эпохи о трудной работе по их созданию. На этой стезе трудились не только физики-ядерщики под руководством академика Академии наук СССР И.В. Курчатова, но и разведчики-нелегалы, ежечасно рискующие своей жизнью ради получения ценной информации. Следующий этап – создание атомных подводных лодок, вслед за ними – могучих кораблей, способных пробить многометровую толщу льдов. На сегодняшний день наша страна располагает самым мощным в мире ледокольным флотом, позволяющим круглогодично использовать Северный морской путь как в научно-исследовательских целях, так и для перевозки водным путём грузов колоссального тоннажа.
Кстати, соревнования между ведущими странами мира в разработке гражданской техники также отражены в экспозиции. В СССР был создан прототип автомобиля «Волга-Атом». В ответ американцы сконструировали «Форд Нуклеон», мы предложили концепцию атомного реактивного пассажирского самолёта, американцы – огромного вертолёта. Нашей подводной лодке «Ленинский комсомол» заокеанские конструкторы противопоставили «Наутилус». До сих пор где-то в океане на боевом дежурстве находятся «потомки» тех первых атомных лодок, а автомобили и летательные аппараты передвигаются пока большей частью по старинке, на двигателях внутреннего сгорания и реактивной тяге, их «атомный век» пока не наступил. На выставке вы можете увидеть и совсем экзотические изобретения – атомную подземную лодку и атомную мини-электростанцию на гусеничном ходу. Пока это фантастика, но ведь и автомобиль с электродвигателем или почтовый дрон ещё недавно казались неосуществимыми задумками.
Отдельная тема – атомные электростанции. Сейчас в мире работает 412 энергоблоков общей мощностью 370 ГВт. В нашей стране действует 11 АЭС, а это несколько десятков энергоблоков, и есть даже плавучая АЭС (ПАТЭС) «Академик Ломоносов». Как они вырабатывают энергию, что делается для защиты окружающей среды при их работе, в чём тонкости утилизации радиоактивных отходов с АЭС – все это и многое другое наглядно демонстрируется на выставке в интерактивном режиме.
Но энергия, выделяемая в процессе деления ядер урана, – это ещё и медицина, сельское хозяйство, промышленность, даже космос. Атом – это не только настоящее, но и будущее. Будущее всего человечества. Управлять мы им научились. Теперь остаётся научиться направлять его в созидательное русло.
Автор: Виктор Калугин
Фото автора