Знакомый и неузнанный
Лики Cпасителя веками проглядывают сквозь какие-то слова, какие-то изображения. Его образ у каждого свой, как ни боролась с этим церковь из лучших побуждений.
О жизни Иисуса Христа сохранилась лишь устная память. Ни один художник не написал его портрета, ни один свидетель не запечатлел документально его историю. Никто не стремился увековечить своего Учителя: со дня на день ожидалось Второе пришествие, и христиане готовились увидеть Царствие Небесное ещё при жизни.
Все христианские писания, в том числе Евангелия, были созданы гораздо позже людьми, принадлежавшими ко второму поколению христиан. Им пришлось опираться на давние воспоминания стариков-апостолов, видевших Иисуса 30–40 лет назад.
Первыми христианскими писаниями стали Послания апостола Павла, имевшие характер назидательных проповедей. Они затрагивали в основном вопросы вероучения и внутреннего устройства христианских общин.
Задача создать жизнеописание Христа встала, когда стало понятно, что Страшный суд откладывается на неопределённый срок, а людей, лично знавших Иисуса, остаётся всё меньше. Тогда-то и были созданы первые Евангелия: от Марка, от Матфея и от Луки, которые часто называют синоптическими (дающими общий взгляд на случившееся. – Ред.). Жизнь и служение Иисуса, за исключением несущественных деталей, описываются в них почти одинаково.
Евангелие от Иоанна, созданное около 90 года, значительно отличается по структуре и содержанию. Иоанн акцентирует внимание на том, что Иисус был Сыном Божьим, Его Словом (логосом). Иоанн писал свой труд в Малой Азии, в большом римском городе Эфесе, отвечая на вопросы обращённых эллинов. Поэтому образ Иисуса в этом Евангелии резко контрастирует с представлениями трёх его предшественников.
Автор: Михаил Жаровский
Фото Shutterstock.com