Русское колдовство
В самом начале XVI века Западная Европа боролась с колдунами и ведьмами. Тысячи невиновных людей отправляли на костёр по подозрению в связях с дьяволом. На Руси ситуация выглядела иначе. Здесь не было громких процессов, а колдовство существовало всегда.
«Молот ведьм»
В 1483 году два ревностных доминиканца, Яков Шпренгер и Генрих Инститорис, выявляли приспешников Сатаны в немецких землях. Местные власти, непривычные к жестоким методам работы инквизиторов, оказывали им всяческое противодействие.
Огорчённые холодным приёмом, монахи направили жалобу римскому папе, и тот им ответил, да так, что содрогнулась вся Европа. 5 декабря 1484 года Иннокентий VIII выпустил буллу под названием «Всеми силами души». Документ примечателен тем, что в нём папа признавал реальность существования дьявола и наделял инквизиторов исключительными полномочиями.
В Западной Европе основными жертвами инквизиции становились женщины. Под пытками девушки и старухи признавались в сексуальных связях с демонами и полётах в лес на шабаши, в заключении сделок с дьяволом и даже в каннибализме. В XVII веке городской совет немецкого Регенсбурга даже всерьёз опасался, что из-за непомерного рвения инквизиторов в городе может совсем не остаться женщин.
Хмель да лопухи
На Руси дело обстояло совсем иначе. Подавляющее большинство обвиняемых составляли мужчины. Они сознавались в абсолютно прозаических вещах: в изготовлении защитных талисманов – волшебных узлов-наузов да в сборе лечебных трав и корешков. На Севском процессе 1652 года в доме подозреваемого в колдовстве были найдены: укроп, мята, лопух «для борща», полевой хмель и другие травы. Здесь и в помине не было волшебных мазей из жира младенцев, заклинательных книг и жезлов или других сложных магических инструментов, характерных для Европы.
Поэтому приговоры церковных судов на Руси были мягче. Только пятнадцать процентов осуждённых приговаривалось к смерти, около сорока отправлялось в монастырь для исправления, а остальные – отдавались на поруки деревенским общинам, практически избежав наказания.
За плечом русского колдуна никогда не маячила грандиозная фигура Сатаны. В русских реалиях вопрос связи колдовства с дьяволом был плохо разработан, не выходя на первый план. Колдовство было делом обыденным, почти повседневным, оно не вызывало у окружающих мистического ужаса. Волшба пронизывала русское общество насквозь и практиковалась на всех его уровнях, но колдовство само по себе преступлением не считалось. Дело доходило до суда только в том случае, если потерпевшему магическим способом был нанесён реальный ущерб, а у колдуна были найдены неопровержимые улики либо дело имело политическую составляющую.
Целиком материал читайте в №4/2025 журнала «Чудеса и приключения»
Автор: Михаил Жаровский