На пороге хаоса

Пока в Западной Европе шла война между католиками и протестантами, в России государство безуспешно сражалось с раскольниками и еретиками.

Первые секты в России появились в начале XIV века. Однако речь шла лишь о десятках инакомыслящих. В XVII же веке утопические сектантские идеи широко разнеслись по всей стране.

В начале 1630-х годов в заволжских лесах появились скиты «лесных старцев», где селились крестьяне, увлечённые проповедью монаха Капитона.

Радикальное учение утверждало скорый приход Антихриста и конец света. У Капитона, видимо, были связи: в 1634 году царь Михаил Фёдорович пожаловал ему под монастырь землю под Вологдой.

Но к 1639 году власти заволновались: люди в скит потянулись вереницами. Местный епископ решил отдать Капитона «на исправление». Но старец успел скрыться в глухих лесах.

Так появилась секта капитонов. Даже гневная речь патриарха Иосафа ничего не изменила: возникали всë новые лесные пустыни и скиты.

В огонь всей семьёй

В 1653 году патриарх Никон начал церковную реформу. В 1910 году Антон Карташёв, будущий министр исповеданий Временного правительства, отметил, что это стало для страны катастрофой: не терпевший критики патриарх объявил всех несогласных еретиками.
Часть иерархов ушла в раскол, создав параллельное глубинное государство. Монастыри и скиты, «корабли» и «станицы» раскольников поддерживали связь с помощью бродячих монахов и юродивых, среди которых встречались и влиятельные расколоучители.

После церковных Соборов 1666–1667 годов на старообрядцев начались гонения. Те ответили чередой массовых самоубийств: умирали голодной смертью в скитах или сжигали себя заживо. Волна самосожжений быстро поднялась на север, охватив Сибирь и Поморье. Многие старообрядцы считали, что конец света уже наступил, а церковью и государством управляют слуги дьявола. Тысячи крестьян запирались в овинах и поджигали себя, дабы избежать царства Антихриста.

К проповеди «огненной смерти» на закате жизни призывал и старец Капитон. Старообрядческий священник Евфросин, противник самосожжений, прямо приписывал Капитону «самоубийственных смертей изобретение».

Протопоп Аввакум, хоть и считал идеи старца Капитона еретическими, узнав о первых «гарях» в Поволжье, благословил свою паству на мученическую смерть.

Всё это вызывало в народе мистический ужас. На приставов вставали с топорами целые деревни. Священников с новыми книгами топили в озёрах. Целые деревни уходили в леса, чтобы сжечь себя вместе с детьми и имуществом.

Подробнее читайте в №4/2022 журнала «Чудеса и приключения»

Автор: Михаил Жаровский,
религиовед

Фото Shutterstock.com