У истоков жанра

Освоение космоса начиналось не только с запуска первого искусственного спутника Земли и полёта Белки и Стрелки. Всё началось гораздо раньше. И не только в дерзких идеях учёных, но и в литературе.

Имя Александра Казанцева достигло пика популярности во второй половине прошлого века, хотя шестидесятником его не назовёшь. Родился в 1906 году в Акмолинске, получил техническое образование, долго работал в «оборонке». В первые послевоенные годы даже занимался вопросами немецкой техники, получаемой СССР в качестве репараций. А в литературе дебютировал в 1936 году, заняв первое место на конкурсе киносценариев с написанным вместе с директором Ленинградского Дома учёных И.С. Шапиро сценарием фантастического фильма «Аренида». Позднее этот сценарий станет основой романа «Пылающий остров».

После окончания Великой Отечественной войны Казанцев много пишет об освоении советского Севера, создаёт романы, посвящённые покорению космоса. Как правило, они представляют собой, по мнению одного современного исследователя, «правильные коммунистические утопии». Иногда действие романов переносится в удалённые времена, их героями становятся Нострадамус («Звезда Нострадамуса»), Сирано де Бержерак («Клокочущая пустота»), Пьер Ферма («Остриё шпаги»).

И при всей идеологической правильности Александр Казанцев «удостоился» карикатуры придворного кремлёвского карикатуриста Бориса Ефимова на страницах газеты «Комсомольская правда». Её сюжет незамысловат: на планету Земля, где бродят динозавры, на парашюте спускается странное двуликое существо. Наполовину это писатель Казанцев в космическом скафандре с лампочкой в руках и узнаваемой бородкой, а другая половина фигуры – троглодит с дубиной.

Александр Петрович яростно отстаивал свою теорию «экспорта жизни», всюду искал следы космических пришельцев, начиная от странных рисунков в Сахаре и кончая тайной Тунгусского метеорита – по мнению писателя, разбившегося корабля инопланетян. Вчерашний технарь, он находил также в древних текстах описание высоких технологий и применения инопланетянами ядерного оружия. Например, в индийском эпосе «Махабхарата». Или – в откровении от Иоанна (Апокалипсисе). Кстати, именно через Казанцева многие представители поколения 1960-х годов обратились (сначала из чистого любопытства) к Священному Писанию…

Первые шаги к смелым гипотезам о происхождении человечества были сделаны Казанцевым в середине 1940-х годов. Началось с тайны знаменитого Тунгусского метеорита, в последствиях падения которого учёные нашли сходство с ядерным взрывом. Исходной точкой стал опубликованный в январском номере журнала «Вокруг света» за 1946 год очерк «Взрыв». Это гипотеза о ядерном взрыве инопланетного космического корабля. 20 февраля 1948 года Александр Петрович озвучил эту гипотезу на заседании Всесоюзного астрономического общества, и вскоре идеи писателя были положены в инсценировку, подготовленную Московским планетарием, под названием «Загадка Тунгусского метеорита». Развивая тему, писатель публикует в третьем номере журнала «Техника – молодёжи» за 1951 год очерк «Гость из космоса». По инерции научной фантастики первой половины XX века погибший космический корабль, разумеется, с Марса. В 1958 году появляется очерк «Марсианин», в котором повествуется о встрече одного из героев с уцелевшим после катастрофы в тунгусской тайге членом марсианского экипажа. Последний, кстати, очень хорошо вписался в земную (а конкретно – в советскую) жизнь.

Однако к концу 1950-х годов «марсианский след» в творчестве фантаста отступает на задний план. Он заменяется теорией происхождения хомо сапиенс и экспорта цивилизации.
В романе «Планета бурь» один из главных героев, профессор Богатырёв, озвучивает по ходу дела оригинальную версию происхождения разумных обитателей Земли. Это наследники некогда залетевших на планету представителей инопланетных цивилизаций. Просто в какое-то время они одичали. В противовес Чарльзу Дарвину учёный Богатырёв цитирует его оппонента Уоллеса, задавшегося вопросом о слишком быстрой эволюции мозга у предшественников человека. Советские исследователи Венеры находят руины города, некогда построенного залетевшими на Венеру носителями высокой цивилизации, но не выдержавшими условий «планеты бурь». А американский астроботаник Гарри Вуд в кошмарном сне видит себя и своих товарищей, которые не вернулись на землю, прародителями троглодитов.

Серьёзным шагом в развитии жанра фантастики становится книга Казанцева, выпущенная издательством «Молодая гвардия» в 1963 году, – «Ступени грядущего». Да, намешано в ней всего немало, сущий «салат оливье», – программа построения материальной базы коммунизма, какой её в то время видит Никита Хрущёв, освоение целины, и рядом – идеи Константина Циолковского о переселении человечества в дальний космос…

А затем Александр Петрович возвращается к любимой теме – космическим пришельцам. На основе исторических хроник и эпоса разных народов, материальных артефактов он заявляет о наличии в истории человечества «вспышек знания», которые связывает с визитами инопланетян. Представляют интерес рассуждения Александра Казанцева о фрагменте древнеиндийских эпосов «Самарангана Сутрадхара» и «Махабхарата», в которых описываются странные «летающие корабли» – в них писатель углядел реактивные двигатели и разрушительные огненные снаряды, по своему воздействию напоминающие ядерное оружие.

В том же, 1963 году издательство «Московский рабочий» выпускает сборник Казанцева «Гости из космоса». Его центральная идея посвящена контактам с инопланетянами и «доказательствам» их пребывания на Земле.

А затем писатель приступает к роману-трилогии «Фаэты», который сначала публиковался в 1968–1971 годах на страницах журнала «Морской флот» и в альманахе «Искатель», затем был выпущен отдельной книгой, а позднее включён в собрание сочинений Александра Казанцева.

В наши дни эти произведения читаются с большим трудом, для нас это скорее жанр фэнтези, чем привычная научная фантастика XX века. Может, стоит назвать Александра Петровича провозвестником этого жанра в нашей стране? Ведь стоял же он вместе со своим абрамцевским другом, композитором Антонио Спандавеккиа, у истоков жанра отечественной монооперы! Этот первенец был создан по мотивам книги «Ступени грядущего» и назывался оперой-триптихом «К звёздам».

Александр Петрович прожил долгую жизнь. Он был свидетелем крушения Российской империи и распада СССР, двух мировых войн, рождения космической эпохи и потрясений постсоветского общества. Умер писатель в 2002 году, на 96-м году жизни, и похоронен на Введенском кладбище.

Интересны ли нам сейчас его книги? Ведь будущее оказалось далеко не таким, каким он его видел. Но Жюля Верна и Герберта Уэллса мы по-прежнему ведь читаем.

Автор: Александр Рдултовский

Фото Shutterstock.com