Освоение космоса начиналось не только с запуска первого искусственного спутника Земли и полёта Белки и Стрелки. Всё началось гораздо раньше. И не только в дерзких идеях учёных, но и в литературе.

Имя Александра Казанцева достигло пика популярности во второй половине прошлого века, хотя шестидесятником его не назовёшь. Родился в 1906 году в Акмолинске, получил техническое образование, долго работал в «оборонке». В первые послевоенные годы даже занимался вопросами немецкой техники, получаемой СССР в качестве репараций. А в литературе дебютировал в 1936 году, заняв первое место на конкурсе киносценариев с написанным вместе с директором Ленинградского Дома учёных И.С. Шапиро сценарием фантастического фильма «Аренида». Позднее этот сценарий станет основой романа «Пылающий остров».

После окончания Великой Отечественной войны Казанцев много пишет об освоении советского Севера, создаёт романы, посвящённые покорению космоса. Как правило, они представляют собой, по мнению одного современного исследователя, «правильные коммунистические утопии». Иногда действие романов переносится в удалённые времена, их героями становятся Нострадамус («Звезда Нострадамуса»), Сирано де Бержерак («Клокочущая пустота»), Пьер Ферма («Остриё шпаги»).

И при всей идеологической правильности Александр Казанцев «удостоился» карикатуры придворного кремлёвского карикатуриста Бориса Ефимова на страницах газеты «Комсомольская правда». Её сюжет незамысловат: на планету Земля, где бродят динозавры, на парашюте спускается странное двуликое существо. Наполовину это писатель Казанцев в космическом скафандре с лампочкой в руках и узнаваемой бородкой, а другая половина фигуры – троглодит с дубиной.

Целиком материал читайте в №4/2024 журнала «Чудеса и приключения»

Автор: Александр Рдултовский

Фото Shutterstock.com