Диагностик гениев

Не каждый писатель может преуспеть в медицине. Но бывали в истории отечественной словесности профессиональные врачи, которые в буквальном смысле забронзовели именно как маститые литераторы. Их имена всем нам хорошо известны. Сегодня мы напомним о славном представителе когорты докторов – мастеров слова Викентии Вересаеве, 155-летие которого отмечается в нынешнем году.

 

Большинство тех, кто серьёзно изучал творчество и жизненные коллизии Александра Пушкина или Николая Гоголя, едва ли смогли пройти мимо трудов Викентия Викентьевича Вересаева (Смидовича) (1867–1945). Солидные тома «Пушкин в жизни» (1925–1926), «Гоголь в жизни» (1933) и «Спутники Пушкина» (1937) вышли в свет уже на закате жизни доктора­-писателя и, такова дань тому времени, несли в себе некий отсвет социалистического взгляда общества на творчество классиков. Но и в наши дни труд Вересаева, сумевшего пристальным взглядом врача посмотреть на своих гениальных предшественников и рассказать публике о многих деталях их литературно-поэтического труда и повседневного бытия, которые прежде не замечались, не утратил своего значения.

Всероссийская известность к Вересаеву пришла после издания в 1901 году в журнале «Мир Божий» «Записок врача» – биографической художественно-документальной повести, описывающей «изнут­ри» проблематику, философию и этику врачебной профессии, взаимоотношений врача и общества. При жизни автора книга переиздавалась почти двадцать раз и была переведена на большинство европейских языков, а также на японский. В некоторых странах она была подвергнута нещадной цензуре.

 

И не случайно – одна из глав книги посвящена медицинским экспериментам на людях, которые были в начале XX века суровой обыденностью в мире науки. А нынешнему времени созвучна и такая сентенция автора: «Врач – если он врач, а не чиновник врачебного дела – должен прежде всего бороться за устранение тех условий, которые делают его деятельность бессмысленной и бесплодной, он должен быть общественным деятелем в самом широком смысле слова».

Подробнее читайте в №1/2022 журнала «Чудеса и приключения»

Автор: Авдотья Тихвинская