В конце апреля Роскосмосом был выведен на орбиту второй спутник из серии «Арктика». Тем самым Северный морской путь был взят под полный контроль. В прошлом году со стапелей сошли мощные ледоколы нового типа. Вековая мечта о покорении Арктики сбывается. На Северный полюс уже можно запросто совершить туристическое путешествие. А ведь всего девяносто лет назад страна с замиранием сердца следила за спасением полярной экспедиции, возглавляемой академиком Отто Юльевичем Шмидтом, высадившейся на дрейфующую льдину с раздавленного торосами ледокола «Челюскин». Лётчики, вывозившие членов экипажа и исследователей, стали первыми Героями Советского Союза. Спасшихся встречала вся страна, их чествовали на Красной площади, портреты публиковали все газеты. Об этой удивительной спасательной операции мы рассказали в прошлом номере журнала.

Арктика, её богатства всегда привлекали внимание стран, расположенных вокруг Северного Ледовитого океана. Самое большое побережье у России. О том, как шла борьба за территории и ресурсы, рассказывает в своей статье «Не даёт покоя Арктика» ветеран научно-популярной журналистики и наш постоянный автор Валерий Кукаренко. Сначала «выкуривали» оттуда норвежцев, потом немцев, англичане с американцами там тоже наследили и не оставляют попыток что-нибудь отхватить или пошпионить. Сегодня вопрос о принадлежности островов, самого Северного морского пути западные… назовём их пока – партнёры ставят вновь. Но автор уверен и доказывает, что Россия к любому повороту событий полностью готова.

Север признаёт только сильных и смелых. К встрече с ним надо тщательно и серьёзно готовиться, а иначе… «Три капитана» назвал свой материал Сергей Борисов. В нём речь идёт о том, как в 1912 году сразу три русские экспедиции стартовали в арктические широты. Одну повёл Георгий Седов к Северному полюсу. Другую – Владимир Русанов к Шпицбергену, и третью Георгий Брусилов по Северному морскому пути. Все они закончились трагично. Не достигнув полюса, умер Седов, экспедиция Русанова пропала полностью. У Брусилова выжили только двое. Вывод Борисова однозначен – экспедиции не были как следует подготовлены к путешествию. Были допущены грубые ошибки при комплектовании экипажей и упряжек, и по времени выхода в поход. В общем, и сами погибли, и людей загубили. Всё это стало наглядным примером, как нельзя относиться к Арктике. Но жизнь продолжалась. В 1913 году был открыт архипелаг Северная Земля, и Борис Вилькицкий провёл ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» от Владивостока до Архангельска.

Как и у людей, судьбы у ледоколов бывают разные. Почитайте в этом номере статью «Корабль-призрак «Любовь Орлова». Построили его по нашему заказу в 1976 году на верфях Югославии. Он честно и добросовестно трудился на Дальнем Востоке. Естественно, экипаж тщательно хранил память о любимой народной актрисе. В 1990-е годы теплоход стал России не нужен, был продан и стал работать в арктической зоне Канады. Так получилось, что было потеряно всё, что напоминало о жизни Орловой, а корабль в итоге ещё раз продали за долги, прицепили к буксиру и решили отправить на переплавку в Доминикану. Но… Трос оборвался, буксир ушёл, и «Любовь Орлова» отправилась в своё уже вечное плавание. Так судно стало кораблём-призраком, своего рода «Летучим голландцем». Вроде бы его видели в 2014 и 2017 годах. Вот и не верь после этого в роковую связь корабля и того, чьё имя он носит.

Геннадий Мальцев,
главный редактор