Васнецовы. Династия
Художники братья Васнецовы не нуждаются в представлении. Их картины входят в мир каждого из нас с детства.
Живопись Аполлинария Михайловича Васнецова (1856–1933) – это больше про старую Москву, а полотна его старшего брата Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926) – про сказочные сюжеты из русской истории, этнографии и культуры.
В нынешнем году в Новой Третьяковке проходила масштабная выставка полотен братьев-художников, приуроченная к 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова, а также к 100-летию со дня рождения его внука, ветерана Великой Отечественной войны, художника-монументалиста Андрея Владимировича Васнецова (1924–2009). В экспозиции были представлены свыше двухсот произведений живописи и графики из пятнадцати музеев и шести частных собраний.
Выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век» охватывала несколько залов в Новой Третьяковке. Большая часть выставки была посвящена художественному наследию братьев Васнецовых – ярких художников-новаторов своего времени, смело расширивших границы национального искусства XIX–XX веков.
Три знаменитые картины Виктора Васнецова на сказочные и фольклорно-исторические сюжеты из древнерусской истории «Бой скифов со славянами» (1881), «Ковёр-самолёт» (1880) и «Три царевны подземного царства» (1879–1881) были специально заказаны меценатом и предпринимателем Саввой Ивановичем Мамонтовым у художника для украшения кабинета Донецкой железной дороги в Луганске. Именно С.И. Мамонтов, принимавший самое активное участие в строительстве ряда железных дорог страны, выиграл тендер на постройку Донецкой железной дороги, оценив стоимость одной версты железнодорожного полотна в наименьшую среди предложенных конкурентами сумму – 47,812 рубля.
Сюжет всех трёх картин Виктор Васнецов специально посвятил Донбассу. В полотне «Три царевны подземного царства» художник творчески переосмыслил сказку «Подземные царства». Эта картина олицетворяет богатство недр Донбасса, центральное место в которой отдано царевне каменного угля. Картина «Ковёр-самолёт», по замыслу художника, должна была отражать победу и движение над бескрайними российскими просторами, а также величие русских традиций. Последнюю из заказанных Мамонтовым картин «Бой скифов со славянами» Васнецов посвятил древней истории донецкого края.
Однако члены правления Донецкой железной дороги не приняли ни одну из этих картин, сочтя их неуместными для служебного помещения. Тогда Мамонтов купил их для себя и разместил в столовой своего московского особняка.
Эти полотна находятся на постоянном хранении в Русском музее, Нижегородском художественном музее и Третьяковской галерее. А в рамках выставки «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век» оказались вновь вместе спустя много лет.
Картины Аполлинария Васнецова завораживают по-своему. Его полотна средневековой Москвы, конечно же, в значительной степени фантастичны, но поражают глубиной проработки деталей и точным знанием исторической и архитектурно-художественной фактуры старой Москвы. Это история о том, какой Москва могла быть и скорее всего и была в разные периоды своего существования.
Отдельно было представлено творчество художника Андрея Васнецова, внука Виктора Васнецова. Андрей Владимирович, один из основоположников «сурового стиля» в советском монументальном и художественном искусстве. Он развивал в своём творчестве близкие старшим представителям династии Васнецовых темы семьи, малой родины, метафизического восприятия бытия, а также подлинного, неподдельного интереса к истории и культуре родной страны. Благодаря синтезу старых и новых художественных традиций сформировался уникальный, самобытный стиль художника, существенно опередивший своё время. Уже в самом конце своего творческого пути Андрей Васнецов написал автопортрет, единственный за всю его долгую карьеру художника. Это полотно стало своеобразным итогом жизненного пути мастера, достойного продолжателя живописной традиции своего знаменитого деда и его не менее прославленного брата.