Ровно десять лет назад, в декабре 2008 года, во время очередного одиночного морского плавания при таинственных обстоятельствах трагически погиб легендарный путешественник Евгений Гвоздёв.

Готовясь к путешествиям в океане, он 44 раза пересёк Каспий. Свою первую кругосветку совершил в пятьдесят восемь лет, а в последнюю отправился, отметив семьдесят четыре.

В конце августа 2003 года состоялась наша первая и единственная встреча. По дороге домой, в Махачкалу, после второй кругосветки у нашей астраханской клубной «марины» – стоянки яхт путешественник остановился на денёк передохнуть.

Маленький белый поплавок его судёнышка с гордым именем «Саид», который Гвоздёв построил на балконе своей квартиры, на фоне огромного серого монолита причальной стенки смотрелся очень причудливо. 

«Саид» представлял собой обыкновенную лодку: 3,70 м на 1,46 м при высоте борта в 85 см. Вес – всего 300 кг (из них 110 кг – свинец фальшкиля). Максимальное парусное вооружение 5,9 кв. м. Водоизмещение 1100 кг.

Наши опытные астраханские яхтсмены рассматривали этот кораблик и удивлялись: как можно на этом идти через океаны и моря? Получалось, что путешественник среди запасов продовольствия и самых необходимых вещей только на половину своего туловища умещался в лодке! Так он и покорял моря и океаны: под дождём, ветром, солнцем и солёной водой… Подслеповатые из потрескавшегося авиационного плекса иллюминаторы. Самопальная, «люминиевая», всего-то под два метра, мачта… Не яхта, а Конёк-Горбунок!

Под стать лодки был и её хозяин. Из огромного одуванчика кипенно-белой шевелюры волос и бороды на меня внимательно смотрели бледно-аквамариновые купели глаз. Когда-то ярко-синие, теперь размытые водой и временем. Доброе лицо, обожжённое солнцем и солью. Сухонькая фигурка. Под стать кораблику – этакий морской домовёнок!

От железного пожатия руки-клешни образ домовёнка растаял мгновенно…

О чём мы проговорили три с лишним часа? Конечно, об океане, о путешествиях. В июле 1992 года, накопив какие-то деньги (при нищенской, к тому же девальвированной зарплате), на «микроше» – маленькой яхте в пять с половиной метров Гвоздёв под мотором «Салют» через Астрахань, Волго-Донской канал, Дон и Азовское море дошёл до Новороссийска, а затем отправился по Чёрному морю дальше – в свою первую кругосветку. Практически без еды, современной навигации, без средств связи и спасения. От марины к марине морское братство, удивляясь и восторгаясь бесстрашию морехода, бесплатно кормило и поило, помогало чинить лодку и паруса, экипировало современными средствами навигации, подарило аудио- и видеосистемы, фото- и видеоаппаратуру. Первопроходец же не просто шмыгал от острова к острову, от земли к земле, а составлял для соотечественников карту с подробным описанием лучших и удобнейших марин на планете. Знаете, сколько яхт, кораблей, корабликов и других плавсредств бороздят бесконечные просторы мирового океана, в принципе не имея постоянного порта приписки на земле? Более ста пятидесяти тысяч! И для семей и одиночек, которые постоянно живут на таких судах, сведения об удобных причалах – маринах имеют огромное значение.

Евгений Дегтярёв

Продолжение читайте в №12/2018 журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , , ,