Увы, авиационные катастрофы, как правило, заканчиваются гибелью всех, кто находится на борту лайнера. Но сорок пять лет назад, в «чёрную» пятницу 13 октября 1972 года, когда в Андах упал уругвайский самолёт, перевозивший команду регбистов, двадцать семь из сорока находившихся на борту спортсменов выжили – для них число тринадцать оказалось счастливым. А началась эта удивительная история ранним октябрьским утром, когда турбовинтовой самолёт уругвайских ВВС Fairchild FH-227D, выполнявший чартерный рейс, с пятью членами экипажа и сорока пассажирами на борту , а это были игроки, тренеры и болельщики команды регбистов Old Cristians, оторвался от взлётно-посадочной полосы аэропорта Монтевидео и взял курс на Сантьяго…

 Циклоп, скала и снежная лавина

Впрочем, тот роковой полёт начался не в пятницу 13-го, а накануне, 12 октября, когда рейс 571 (эти цифры в сумме дают так же число тринадцать) вылетел из аэропорта Карраско, но из-за плохой погоды приземлился в аргентинском аэропорту Мендоса и остался там на ночь. Самолёт не смог напрямую вылететь в Сантьяго из-за непогоды, поэтому пилотам пришлось лететь на юг параллельно горам Мендосы, затем повернуть на запад, после чего следовать на север и начать снижение на Сантьяго после прохождения Курико.

Когда пилот сообщил о прохождении Курико, авиадиспетчер разрешил снижение на Сантьяго. Это было фатальной ошибкой. Самолёт влетел в циклон и начал снижаться. Видимость упала до нуля, пилоты ориентировались даже не по приборам, а только лишь по времени. Когда циклон был пройден, прямо перед самолётом оказалась скала, она была уже так близко, что возможности уйти от столкновения не было. В 15.30 самолёт зацепил хвостом вершину пика, несколько раз ударился о скалы, и изуродованный фюзеляж, теряя хвост и крылья, на огромной скорости покатился по склону вниз, прямо к бездонной пропасти, от падения в которую спасли лишь многометровые пласты слежавшегося снега, резко погасившие скорость неуправляемого уже самолёта.

При ударе о землю десять пассажиров погибли сразу, ещё несколько человек вскоре скончались от полученных травм и кровопотери. В живых остались двадцать семь пассажиров разбившегося самолёта.

Когда прошел первый шок, выжившие почувствовали лютый холод, и им пришлось сооружать из обломков самолёта некое подобие хижины, куда сразу перенесли раненых. Впоследствии этот «дом» накрыла снежная лавина, и он стал могильником для восьми человек. К истории с этим могильником мы ещё вернемся, а пока посмотрим, как уцелевшие пережили первые минуты после катастрофы.

Поначалу все, оказавшиеся на пятачке заснеженной земли на высоте более 3600 метров, надеялись на помощь извне. И действительно, поисками пропавшего самолёта сразу занялись спасатели сопредельных стран – Боливии, Чили и Аргентины. Но эти поиски ни к чему не привели – помешала плохая погода. Как выяснилось позже, злую шутку сыграла и белая окраска фюзеляжа разбившегося самолёта, она сливалась со снегом, и увидеть её сверху было практически невозможно, хотя спасательные самолёты не раз облетали этот район. Выжившие не могли знать, что спасательную операцию прекратят на восьмой день поисков. Первым услышал эту новость один из пассажиров злополучного рейса Рой Харли, на одиннадцатый день после катастрофы нашедший среди обломков самолёта небольшой радиоприёмник. К тому времени родственники пассажиров рейса Монтевидео – Сантьяго уже мысленно похоронили их…

Теперь спасение было лишь в руках уцелевших спортсменов.

А впереди было ещё семьдесят два дня страданий, надежд и отчаяния.

 Стать каннибалами или умереть

В экстремальных ситуациях многое зависит от того, как скоро найдётся человек, способный принимать решения. Таким человеком оказался капитан регбистов Нандо Паррадо. Первым делом он решил выяснить, как обстоит дело с продовольствием. А дела обстояли плохо: на борту самолёта, совершавшего короткий рейс, еды вообще не было, если не считать плиток шоколада, печенья и нескольких бутылок ликера.

– Так мы долго не протянем, – решил Паррадо. – Воды нам хватит, будем растапливать снег. А вот что мы будем есть – это вопрос, ведь здесь нет ни растений, ни животных. Рано или поздно нам придётся послать на поиски подмоги самых выносливых, чтобы они добрались до перевала, за которым должна быть чилийская Зелёная долина. Если наши товарищи дойдут туда, мы можем надеяться на помощь. А пока будем устраиваться здесь и постараемся экономить ту еду, которая у нас осталась.

Но даже при самой строгой экономии запасы пищи быстро иссякли.

– На таком холоде без еды долго не протянешь, – рассудил Паррадо. – У меня есть предложение, которому, я знаю, многие из вас ужаснутся. Но другого выхода у нас нет. Нам придётся есть тела погибших…

– Ты сошёл с ума! – наперебой закричали его товарищи. – Эти люди – наши друзья, родственники, однокурсники! И мы не станем их есть!

– Это ваш выбор, – спокойно ответил Паррадо. – Вам решать, становиться каннибалами или умереть. Думайте...

Григорий Саркисов

Продолжение в №10/2017 журнала «Чудеса и приключения», стр. 78-81

Похожие статьи:

Теги: , ,