Хотите повстречаться с призраками? Отправляйтесь в Никандрову пустынь, что в Псковской области, неподалёку от города Порхова.

Народ валил валом

Свято-Благовещенская Никандрова пустынь, или Никандровский монастырь, – в псковских землях место довольно известное. Сначала его знали как святое место, связанное с деятельностью чудотворца Никандра, потом – как утраченный памятник старины. В наши времена он известен не только как православная обитель, но и как аномальная зона.

Монастырь был основан в 1585 году – там, где святой Никандр совершал свой пустыннический подвиг во имя веры. Преподобный почти всегда предпочитал одиночество, пост и молитвы.

Ну как сказать – одиночество… Народ к Никандру валом валил! И он никому не отказывал – исцелял, благословлял, наставлял на путь истинный.

В 1581 году один крестьянин нашёл пустынника мёртвым. Он скончался на 74-м году жизни. Похоронили Никандра там, где он скончался, а спустя три года возвели на этом месте монастырь.

К слову, через сто лет его мощи обнаружили нетленными.

Разгром обители

До конца XIX века Никандровский монастырь был богатой обителью, куда стекались паломники и прочие верующие.

Богатеть не мешали даже пожары и разорения в трагические периоды истории псковской земли. Всё пережила святая пустынь. Всё, кроме борьбы с церквями, начатой Советской властью...

Монастырь был разорён, а все ценности, включая главную святыню – кипарисовый крест, вывезены в Псков и тогдашний Ленинград.

Самим монахам ещё повезло, что их не расстреляли, и до конца Великой Отечественной войны они ютились в разгромленной обители. Но после этого в монастыре, который ещё сильнее порушили отступавшие немцы, из монастырских развалин ушли все живые души. Остались лишь мёртвые.

Кто стоит рядом?

Сегодня Никандрова пустынь признана аномальной зоной. Техника здесь барахлит, а иногда просто-напросто отключается. Посетители часто ощущают вокруг нечто странное, чего не передать словами. Не по себе там становится – будто другая реальность легонько касается сознания.

Но главная «ненормальность» – призраки, время от времени возникающие перед поражёнными людьми. Выглядит это примерно так: «Когда мы приехали туда в первый раз, то от самого монастыря практически мало что осталось: он был разрушен ещё до войны. Правда, паломники туда уже начали заходить. Была обустроена, в частности, и могила преподобного Никандра. Я туда отправился, чтобы сделать несколько снимков, но, не доходя метров 10–15, заметил, что рядом с ней кто-то стоит. По внешнему облику казалось, это был монах. По мере приближения к месту он как бы растворялся в воздухе, а потом и вовсе пропал. Позже в специальной литературе я столкнулся с таким термином, как «хрономираж». Думаю, что я и стал свидетелем этого необычного явления», – поделился своей мистической историей псковский журналист Олег Константинов.

Фотографироваться не любят

Сложно сказать, насколько призраки Никандровой пустыни – именно хрономиражи, но то, что они реальны, – факт.

Очевидцы отмечают, что они внешне не отличаются от живых людей, с ними даже пытаются заговаривать. Но итог всегда один: призраки вдруг начинают таять и медленно растворяться в воздухе.

Именно в моменты таких встреч и «глючит» техника. Однако самые смелые всё равно пытаются запечатлеть странные сущности. Увы, ни на одном снимке призраки не видны. На месте фантома – тёмные или светящиеся пятна, хотя весь остальной фон фотографий оставался неизменным. Ну не любят никандровские призраки фотографироваться!

Лучше их не беспокоить

Замечено, что эти призраки – всегда монахи или монахини.

Одну такую призрачную монахиню два молодых человека пытались объехать на мотоцикле, приняв за реальную женщину, шедшую им навстречу. Она же, обойдя мотоцикл, вдруг пропала, а мотоцикл сразу заглох и больше так и не завёлся. До дома технику пришлось тащить на себе.

Никандровские фантомы могут появляться поодиночке, а могут выглядеть так: идут себе два монаха, мирно беседуют...

Почему некоторые считают призраков Никандровой пустыни хрономиражом? Потому что все они одеты в старинные одеяния, и перепутать их с современными монахами невозможно. Отдельные очевидцы слышали их речь, которую, правда, было не разобрать, и даже чувствовали, как колышутся монашеские одеяния.

Мистические звуки

Разорение Никандровского монастыря началось в 1917 году – когда были сняты колокола.

Но колокола при этом не замолчали! Спустя почти сто лет их звон слышат местные жители. Например, на Пасху. А до других доносится пение мужского хора. Призрачного, разумеется.

«Мы ходили в один октябрьский вечер в Никандрово. Тогда был праздник церковный. Нас было несколько человек: мой муж и родители невестки. Мужчины ушли немного вперёд, а мы шли позади. Тогда приходилось пешком идти, потому что дороги не было, только тропы. И когда поднимались в гору, то услышали пение мужского хора», – однажды рассказала свой случай пожилая местная жительница.

Стоит добавить, что, когда взорванный монастырь обрушился, самые предприимчивые местные жители из монастырских камней складывали себе печки и даже целые дома.

Дуб, камень и святой следок

Но как на месте монастыря могут твориться такие чудеса?

Однако здешняя земля изначально была аномальной. Деятельность Никандра пришлась ей по вкусу, вот он тут и прижился.

В наши дни большая часть всего чудодейственного исчезла. А ведь удивительного тут было так много!

Например, жители долгое время поклонялись волшебному дубу, под которым преподобный Никандр принимал посетителей и совершал чудеса. По всей видимости, дуб сгорел в XVII веке вместе с церковью, но рассказы о нём бытовали ещё в XIX веке!

Другим значимым святым объектом Никандровой пустыни был камень-возглавница. Ему поклонялись и простые крестьяне, и сами монахи из монастыря! Вера в чудесную силу возглавницы была столь сильна, что камень вместе с иконами обносили вокруг церкви во время крестного хода, а крестьяне жертвовали ему вполне языческие дары – хлеб, ягоды, зерно.

По легенде, как-то один из монахов усомнился в святости возглавницы, и с ним случился припадок, прекратившийся лишь тогда, когда местный Фома неверующий приложился и к камню, и к мощам Никандра.

В 1735 году про поклонение камню-возглавнице прослышал Феофан Прокопович и распорядился отобрать его у монахов (ишь, развели язычество!), привезти в Петербург и там бросить в Неву. В столицу камень приехал, но в Неву его не бросили, а надёжно упрятали в архив Синода, где сей объект и пролежал до 1905 года. После этого судьба возглавницы неизвестна.

Был в Никандровой пустыни и ещё один заветный камешек, который все называли «божий следок» – по своему внешнему виду этот небольшой овальный валун с углублением напоминал человеческую стопу. Куда данный интересный камень делся впоследствии – тоже непонятно.

А вот святой источник с лечебными водами остался, и страждущие до сих пор пытаются найти в нём исцеление. Воды в источнике – радоновые и сероводородные, несомненно, помогают при разных болезнях.

Но ещё большей силой обладает еловый лес в семи километрах от монастыря. Говорят, что он очищает, просветляет душу, вселяет радость и спокойствие. «Когда входишь в лес, прибывают силы», – говорят побывавшие в нём.

Мистика неизбывна

Никандрову пустынь начали восстанавливать с 2000 года. Сейчас там уже построены две деревянные церкви, возведён каменный собор Благовещения Богородицы.

В 2005 году в пустынь доставили икону преподобного Никандра и его мощи. И теперь по праздникам здесь собирается всё больше богомольцев. Сможет ли возродиться прежняя святая жизнь, когда-то бившая тут ключом? Время покажет. Но вот что мистика тут была, есть и будет – это точно.

Ежегодные престольные и особо чтимые праздники в Никандровой пустыни:

  • 24 сентября (7 октября) – день памяти преподобного Никандра. Совершается крестный ход.
  • 15 (28) мая в память избавления жителей Порхова от холеры совершается крестный ход.
  • 29 июня (12 июля) – день свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Память обретения в этот день святых мощей преп. Никандра с крестным ходом на источник в честь их имени.
  • 4 (17) июля – престольный праздник в день памяти свв. Царственных Мучеников.

Святые источники
На территории монастыря расположены святые источники во имя апостолов Петра и Павла, преподобного Александра Свирского, преподобного Никандра пустынножителя, Живоносного Креста и источник Иконы Казанской Божией Матери, называемый в народе «глазной».

Автор: Марина Ситникова

Фото pixabay.com