Сергей Михайлович Ляпунов (1859-1924)Странная судьба постигла творчество Сергея Ляпунова, выдающегося русского композитора Серебряного века, дирижёра, пианиста. Не только при жизни, но и после его кончины в ноябре 1924 года его произведения исполнялись в концертных залах Парижа вместе с сочинениями Баха, Шумана, Шопена, Листа, Вагнера, Скрябина, Прокофьева. А в России... нет, его не вычеркнули из истории музыки, в Большой советской энциклопедии, например, его имя есть. Но даже профессионал сегодня вряд ли назовёт его сочинения, а простой слушатель с удивлением спросит: кто это?

Выбор

Сергей Михайлович Ляпунов — дворянин из древнего рода, происходившего от галицкого князя Константина Ярославича, младшего брата Александра Невского. В XIX веке знаменитую фамилию прославил Михаил Васильевич Ляпунов. Ученик Н.М. Лобачевского, он посвятил свою жизнь астрономии, был директором Казанской обсерватории. Написал множество трудов, наиболее известный из которых посвящён исследованию туманности Ориона. Михаил Васильевич женился в 1853 году на Софье Александровне Шипиловой. Трёх их сыновей природа наделила разными талантами. Старший сын Александр стал выдающимся математиком и механиком, академиком. Младший — Борис — получил звание академика в области филологии. Сергей был средним сыном, музыкантом.

Осенью 1878 года он начал учиться в Московской консерватории сразу по двум специальностям — фортепиано и теория композиции. А через пять лет окончил её с малой золотой медалью и в числе лучших выпускников выступил в открытом концерте. Ему предлагали остаться преподавать, чуть позднее приглашали с той же целью в Киевскую консерваторию, но он отказался, хотя эти предложения сулили престижную стабильную карьеру и материальный достаток.

Причиной отказа, позже признался он в автобиографии, была его убеждённость в том, что «настоящая дорога, по которой должна двигаться русская музыка», находится в Петербурге, и он «решил бесповоротно примкнуть к этому направлению». Ляпунов имел в виду достижения «Новой русской музыкальной школы», руководимой Милием Алексеевичем Балакиревым. Музыкантов, её образовавших, называли «Могучей кучкой». Правда, тогда она была ещё не всеми признанной, но модной и влиятельной.

Милий Алексеевич Балакирев (1836-1910)В Петербурге Ляпунов был тепло встречен М.А. Балакиревым, который познакомил его со своими учениками А.П. Бородиным, Н.А. Римским-Корсаковым, Ц.А. Кюи, А.К. Глазуновым, а также с идеологами «передвижников» и «кучкистов» — братьями Владимиром Васильевичем и Дмитрием Васильевичем Стасовыми.

Раз и навсегда

Владимир Васильевич Стасов, большой симпатией к которому сразу проникся Ляпунов, очень любил давать всем своим друзьям прозвища. Римский-Корсаков был Римлянином, а также Адмиралом, Глазунов — Самсоном. Ляпунова он назвал почему-то Прокопом, но главным прозвищем Сергея Михайловича стало Чёрный Балакирев. Стасов находил, что темноволосый Ляпунов похож на светло-русого Балакирева, когда тот был молодым. К тому же, несмотря на разницу в возрасте, они дружили. Помимо творческого руководства, Милий Алексеевич принимал сердечное участие в устройстве материальных и служебных дел своего подопечного, помогал организовывать исполнение его сочинений.

Продолжение читайте в №6 (2012) журнала «Тайны и преступления».
Похожие статьи:

Теги: , ,