Машина времениИзвестное и проверенное жизнью правило гласит: произойти может всё, что не запрещено законами природы.

В последнюю четверть века учёные всерьёз занимаются проблемой, увлекавшей раньше лишь литераторов-фантастов, — возможностью путешествий в прошлое или будущее. А так как подобная формулировка выглядит не очень научно, то физики, математики и астрономы «контрабандой» переправляют эту тему на страницы авторитетных научных журналов под нейтральной вывеской «замкнутые кривые времени».

В 1988 году физики Кип Торн, Майкл Моррис и Ульви Юртсивер из Калифорнийского технологического института показали, что для перемещений во времени можно использовать так называемые «червоточины» — особые туннели, ведущие из одной области Вселенной в другую, отдалённую её часть. Для этого космический корабль должен пролететь сквозь две «червоточины», которые с огромной скоростью движутся относительно друг друга. Перемещаясь по ним, можно переноситься в прошлое или будущее, а также молниеносно перелетать с одного конца Вселенной на другой. «Цивилизация, достигшая бесконечно высокого уровня развития, могла бы превратить подобную «червоточину» в настоящую машину времени», — полагает Кип Торн.

Курт Гёдель, человек, придумавший новую ВселеннуюВ 1991 году американский астрофизик Джон Ричард Готт описал, как путешествовать во времени с помощью космических струн, являющихся гигантскими складками пространства-времени. Подобные «нити» диаметром порядка 10—29 сантиметров образовались, как предполагают астрономы, вскоре после Большого взрыва. Заполнены они ложным вакуумом, оставшимся со времён сотворения Вселенной, поэтому отрезок нити длиной 1 метр весит 100 квадриллионов тонн. Когда две бесконечно длинные струны почти со световой скоростью проносятся рядом, они настолько искажают пространство-время вокруг себя, что космический корабль, огибающий их, переносится в своё собственное прошлое или будущее. Впрочем, «машину времени» можно соорудить даже из одной космической струны, «сплетя» её в прямоугольную петлю. Размеры такого прямоугольника: 54 тысячи световых лет, помноженные на 0,01 светового года. Теоретически доказуемо, что, огибая эту конструкцию, космический корабль непременно попадёт в прошлое. Практически же дело обстоит сложнее: чтобы перенестись всего на год назад, масса «петли», уводящей в прошлое, должна составлять не менее половины массы всего Млечного Пути.

С каждым годом по поводу гипотетических перемещений на «машинах времени» в учёном мире выдвигаются всё новые и новые идеи.

В 2003 году британский физик Уильям Боннор выводит уравнения, описывающие, каким образом электрические и магнитные феномены общей теории относительности могут способствовать появлению так называемых «петель времени», ведущих из настоящего в прошлое и влияющих на настоящее.

В 2005 году профессор Амос Ори из Израильского технологического института Хайфы с помощью математических моделей показал, что машиной времени может стать сферическая оболочка, вращающаяся вокруг вакуумного кольца. Возможно, подобные «машины времени» даже существуют в природе — в окрестности «чёрных дыр», вокруг которых с бешеной скоростью вращаются гигантские массы материи.

Американский физик Роберт Форвард заметил, что приложение квантовой механики к общей теории относительности даёт ещё один способ создать «машину времени»: поместить атомное ядро в сильное магнитное поле. В таком случае оно обретёт достаточную массу и момент вращения, чтобы фотоны, попавшие в него, оказались в прошлом.

Другими словами, современная наука допускает, что перемещение во времени с точки зрения квантовой физики и математических расчётов теоретически реально. Остаётся только... построить «машину времени».

Продолжение читайте в апрельском номере (№4, 2012) журнала «Чудеса и приключения».

Похожие статьи:

Теги: ,