На юго-западе Перу, в паре километров от города Куско на высоте чуть более 3,5 тысячи метров над уровнем моря находится один из самых впечатляющих археологических комплексов — Саксайуаман. Его «визитная карточка» — уникальные зигзагообразные трёхъярусные стены.

Факты против историков

Историки утверждают, что Саксайуаман -крепость, созданная инками для защиты столицы своей империи. Называют даже конкретные даты: начало строительства — 1438 год и окончание — 1508 год нашей эры. И будто бы в ходе 70-летнего строительства было задействовано около 30 тысяч человек. Однако всё это основано скорее на желании втиснуть историю в рамки привычной схемы, нежели на реальных фактах.

А факты таковы.

Зигзагообразные стены крепости выстроены из больших — а иногда и просто громадных — блоков, которые доставлялись сюда по сильно пересечённой горной местности из каменоломен, удалённых на расстояние в несколько десятков километров. В нижнем ярусе уложены каменные глыбы в несколько сотен тонн. А вес самого большого блока — более восьми метров в высоту — оценивается примерно в три с половиной сотни тонн!

И эти, огромные, и меньшего размера блоки образуют «классическую» полигональную кладку с великолепной подгонкой друг к другу без какого-либо раствора. Материал блоков — андезит, местная разновидность гранита, очень твёрдый и сложный в обработке.

Легко можно добавить и в-пятых, и в-шестых. Но и этого вполне достаточно, чтобы утверждения историков подвергнуть критике. Впрочем, сомнения в том, что строили крепость инки, высказывались и раньше.

«Происхождение этого сооружения неизвестно — так же как и руин Тиауанако. Инки ничего не знали. Гарсиласо (XVI век) рассказывает о больших башнях, стенах и воротах, возведённых инками, и даже называет имена архитекторов; но это всё позднейшие оборонительные сооружения, построенные внутри циклопической крепости. Внешние же линии относятся к эпохе мегалитов» (Клементс Маркхэм).

Если что-то и создали инки, то только небольшие конструкции на вершине холма. Остатки этих сооружений были обнаружены при археологических раскопках в начале 30-х годов ХХ века, приуроченных к 400-летней годовщине прихода испанцев в Куско. Возглавивший раскопки Луис Е. Валкарсел решил проверить Гарсиласо де Ла Вега, сообщавшего в своих хрониках о строительстве инками неких сооружений на холме. В ходе раскопок информация де Ла Веги подтвердилась — были найдены основания башен, описанных хронистом.

Но всё, что можно увидеть здесь, — кладка из небольших и довольно грубо обработанных камней на глиняном растворе. Если где-то и попадаются более-менее хорошо обработанные блоки, то их расположение указывает на вторичное их использование. Раскопки на вершине холма продолжаются. И то, что выглядывает сейчас из-под земли, замечательно соответствует кладке в основании башни, но кардинально отличается от кладки зигзагообразных стен, созданных явно не инками. Между уровнями технологий не просто разница — между ними пропасть!

Упоминаемый хронист Гарсиласо де Ла Вега родился в 1530 году — то есть всего через пару десятков лет после того времени, которое историки называют в качестве даты окончания строительства Саксайуамана. Как сын инкской принцессы, де Ла Вега имел доступ к информации о деятельности своих соплеменников (хоть и был инком лишь наполовину, поскольку отец его был испанцем). И в его хрониках сквозит сильнейшее сомнение в том, что это могли сделать индейцы. Сооружение, судя по всему, настолько древнее, что информацией о его реальных создателях инки не владели. Гарсиласо лишь пересказывает местные легенды: «...эти три стены возведены как будто волшебством, созданы демонами, а не людьми — такое множество в них камней, и так они огромны... Невозможно поверить, что эти камни вырублены в каменоломнях, так как у индейцев не было ни железных, ни стальных инструментов, чтобы извлечь и обтесать их».

Однако фраза «Саксайуаман построили не инки» будет столь же ошибочна, как и фраза «Сак-сайуаман построили инки». Дело в том, что Саксайуаман — это не просто три ряда зубчатых стен, а целый комплекс, занимающий более трёх тысяч гектаров и включающий в себя самые разные сооружения. Что-то создали инки, что-то более древняя цивилизация, а к чему-то приложили руки и те, и другие.

Бесполезная крепость

Во время испанского завоевания Саксайуа-ман доставил захватчикам немало головной боли. Индейцев, засевших за мощными стенами, не так-то просто было достать. Здесь от попавшего в голову камня погиб Джуан Писарро — брат Франциско Писарро, предводителя конкистадоров. Здесь настолько отличился упорством и героизмом один из инкских воинов, что его отметили даже испанские хронисты.

Крепость СаксайуаманТо ли под впечатлением этих событий, то ли попав под власть эмоционального воздействия циклопических стен, историки единодушно объявили Саксайуаман крепостью, которая создавалась для защиты инкской столицы от внешних врагов. Между тем комплекс не был и не мог быть таковым.

Давайте разберёмся.

Например, считается, что странная и уникальная форма стен будто бы помогала обороне крепости, так как нападающие оказывались под огнём сразу с двух сторон — с одного «зубца» и с другого. Однако стоило бы погибнуть небольшому количеству защитников в одном месте, и тут же преимущество превратилось бы в пагубный недостаток: между зубцами стены образуется «мёртвая зона», через которую нападающие беспрепятственно устремляются в крепость. Какой же смысл в столь сложной форме стен?

Другая странность. Мощные стены, которые кажутся неприступными, абсолютно не защищены с флангов — здесь вообще просто открытые проходы в «крепость». Более того. Именно по флангам и располагается наиболее удобный путь в сторону Куско! Даже современная дорога в город проходит именно тут. Обойди стороной мощные стены — и город в твоём распоряжении. Если бы архитектор Саксайуамана сдавал экзамен по военному строительству, то ему, вне всякого сомнения, стоило бы влепить двойку с массой минусов в придачу.

Но если стены не закрывали подступы к городу, то что же они защищали? За тремя ярусами мощных стен только относительно небольшой холм. А на холме ныне лишь руины от нескольких сооружений, явно не имевших стратегического назначения. Всё, что получили бы захватчики, — это открытая площадка, с которой предстаёт взору красивый вид на Куско. А за площадкой — крутой обрыв...

Если бы речь шла о временах инкской империи, то чего бы добились её противники, героически преодолевшие три яруса стен и захватившие эту площадку? Обстреливать из лука, камнями из пращи и дротиками город, лежащий далеко внизу, бесполезно — ничего не долетит и до ближайших домов. Даже конкистадорам с их огнестрельным оружием тут нечего было делать. Площадка на вершине холма была бы хорошей позицией для обстрела города только при наличии пушек. А они появились в Южной Америке значительно позже.

Полная несуразица с военной точки зрения.

Версия о религиозном помешательстве

Трон ИнкиВ последнее время всё большую популярность набирает мода на культово-религиозное объяснение непонятного. Не обошла стороной эта мода и Саксайуаман. Утверждают, что инки строили свой город, стремясь отобразить в его плане пуму — священное для них животное. А стены Саксай-уамана, дескать, изображали зубы в пасти этой пумы. Другая версия гласит, что зигзагообразная форма стен — результат поклонения индейцев богу молнии.

И в том, и в другом случае нам предлагают поверить в то, что инки (или даже более развитые древние строители) дошли до самого настоящего религиозного умопомешательства, раз только ради изображения каких-то форм ворочали сотни тысяч тонн камня. Это во-первых. А во-вторых, если, следуя этой версии, взглянуть, например, на карту Москвы, то по расположению главных улиц и магистралей легко сделать вывод, что жители столицы России сотни лет поклонялись пауку!

Увы. Несмотря на столь очевидный абсурд, теория помешательства наших древних предков на религиозных культах остаётся весьма популярной.

Индейцы действительно устраивают в Саксайуамане ежегодные культовые праздники в день зимнего солнцестояния. Но разве праздничные концерты у стен Кремля говорят о том, что Кремль создавался именно для этого?!

Особенности мегалитической кладки

Кладка нижнего  ярусаКладка зигзагообразных стен, конечно, потрясает. Особенно в нижнем ярусе. Возникает ощущение, что создателям стен перемещение монолитов в сотни тонн весом не доставляло никаких проблем. Как надо — так и повернут, куда надо — туда и поставят. Явно не было у них проблем и с обработкой андезита. Где надо — отрежут, где надо — подровняют. Хоть по прямой, хоть по кривой. На этом фоне «заплатки» современных реставраторов вызывают даже не улыбку, а смех — настолько колоссальна разница в возможностях.

Легко обращались с огромными каменными глыбами строители, но кладка наводит на мысль, что от каждого блока, точнее, от заранее наполовину обработанной заготовки, они стремились отрезать как можно меньше. Только то, что необходимо. Но уж если действительно надо было, то срезали не задумываясь.

Совершенно отчётливо просматривается принцип разумной минимизации трудозатрат при колоссальнейшем потенциале доступных возможностей.

В кладке нижнего яруса в местах, соответствующих «остриям зубцов», поставлены самые большие камни. Возникает впечатление, что эти части строители стремились специально усилить. С точки зрения прочности конструкции в этом нет никакой необходимости. Вместо одного блока вполне можно было поставить несколько, но меньшего размера. Это, кстати, подтверждается тем, что ближе к краям стены так и делали — вместо единого монолита на «острие зубца» обычная кладка в несколько рядов.

Зубцы стен (вверху – центр; внизу – фланги «крепости»)Зачем усилили огромными монолитами «зубцы» именно в центральной части стены? На мой взгляд, ответ на этот вопрос тесно связан с ответами на два других: зачем понадобилась зигзагообразная форма стен и зачем вообще строили крепость, которая вовсе не крепость.

Дело в том, что такая форма стен удобна для того, чтобы уменьшить воздействие, например, ударной волны, приходящей со стороны «фронта». Ударная волна обрушивается на боковые стороны «зубцов» не в лоб, а под углом, что значительно снижает её воздействие на каменную кладку. Отражённые от такой стены волны дополнительно гасят силу приходящей ударной волны за счёт интерференции. Более того, если ударная волна имела сферическую форму (в случае, если источник её точечный и находится неподалёку — например, при взрыве), то это объясняет и усиление «остриёв зубцов» огромными монолитами в центральной части нижнего яруса стен — этот участок должен был выдерживать максимальную нагрузку. Подобному характеру воздействия соответствует и то, что по краям стены заметно ниже, а фланги совсем не защищены — в такой защите не возникает никакой необходимости.

Но что могло порождать ударную волну? Откуда она приходила? Ведь напротив стены — открытое пространство.

Бассейн или воронка?

В 1985—1986 годах перуанский Национальный институт культуры провёл раскопки на равнине, расположенной около участка, называемого Эль-Родадеро и располагающегося как раз напротив стен Саксайуамана, примерно в паре сотен метров. По окончании археологических работ было объявлено об обнаружении «большого бассейна», который инки создали и использовали в ритуальных целях (любят историки списывать всё труднообъяснимое на ритуальные цели!).

Внимание привлекает практически идеально круглая форма этого «бассейна». Зачем инкам понадобилось создавать такой бассейн в комплексе, где нет других объектов правильной геометрической формы? Тем более не на равнине с мягкой почвой, а среди гранитных скальных выходов, которые вряд ли расположились сами собой по правильной окружности.

Есть и ещё одна «неувязочка». Дело в том, что «бассейн» имеет хоть и небольшой, но заметный даже на глаз уклон по отношению к горизонтальной плоскости. Вода из такого бассейна вытекала бы в полном соответствии с законами физики.

«Бассейн-воронка»Этот «ритуальный бассейн» гораздо больше похож на затянувшуюся со временем воронку от мощного взрыва! Причём воронку, которая располагается как раз напротив центральной части зигзагообразных стен Саксайуамана. Вот он — источник ударной волны!

Отсюда автоматически вытекает следующая версия.

Саксайуаман построен древней высокоразвитой цивилизацией вовсе не в качестве крепости, а в качестве полигона, на котором проводились испытания какого-то оружия. Если учитывать размеры воронки, то мощность соответствующего взрыва оказывается вполне сопоставимой с мощностью взрыва ядерной бомбы! Что именно в этом случае защищали стены Саксайуамана — какой-то наблюдательный пункт на вершине холма или сам город (думаю, что всё-таки второй вариант более вероятен), уже не столь важно. Важно, что они принимали на себя основную ударную волну, возникавшую при взрыве, и существенно снижали её воздействие.

А инки, конечно, с религиозным благоговением воспринимавшие всё связанное с деятельностью «богов», только использовали затянувшуюся воронку для своих «культовых» мероприятий, лишь чуть-чуть её облагородив. Они создали по окружности невысокое ярусное обрамление из небольших камней и блоков и укрепили, таким образом, края воронки, предотвратив их дальнейшее осыпание.

Проверить эту версию довольно легко. Для этого нужно всего лишь прозондировать «бассейн-воронку» георадаром. Если граница между твёрдыми скальными породами и рыхлыми осадочными отложениями примерно горизонтальна, без чётко выраженной формы, то это бассейн. А если граница будет иметь характерную конусообразную или сферическую форму с заметным углублением от края к центру, то это воронка. С современным георадаром можно легко уложиться всего в несколько часов работы.

Любопытно, что Гарсиласо де Ла Вега называл Саксайуаман и «домом Солнца и военного оружия», и «храмом для молитв и жертвоприношений». Если учесть, что Солнце для инков было богом, то хронист прямо указывает на древний полигон, построенный богами для испытания военного оружия. А инки использовали его в качестве храма!

Есть и другое любопытное совпадение.

Один из вариантов перевода слова Саксайуаман — «насытившийся сокол» (на кечуа saqsay — насытить или насыщаться, waman — сокол). Сокол для инков священная птица. Но эта же птица почиталась священной и в Древнем Египте, где в виде сокола изображался древний бог Гор — сын Осириса и Исиды. Гор же, помимо прочих своих функций, отвечал, в частности, и за оружие богов! Однако любое оружие создаётся для того, чтобы его применять. И тут мы выходим уже на тему так называемой «войны богов», описания которой встречаются в древних легендах и преданиях самых разных народов.

Тема большая, требующая отдельного рассмотрения.

Похожие статьи:

Теги: , ,