Теплоход "Армения"Почему долгое время замалчивалась одна из крупнейших морских катастроф

Семьдесят с лишним лет назад, 7 ноября 1941 года, теплоход «Армения» вышел из ялтинского порта и был потоплен немецким самолётом-торпедоносцем. На борту судна находилось от пяти до семи тысяч человек, спастись удалось лишь восьмерым. По количеству жертв эта катастрофа считается одной из крупнейших в мире. Подробности трагедии практически неизвестны, попытки пролить на неё свет пока ни к чему не привели.

Последний рейс

О гибели «Армении» из архивных документов известно немногое. Теплоход построили в конце 20-х годов прошлого века в Ленинграде, на Балтийском судостроительном заводе. Он предназначался для морских пассажирских перевозок на Крымско-Кавказской линии, а когда началась война, «Армению» и ещё пять кораблей такого же класса переоборудовали в санитарно-транспортные суда и передали медицинской службе Черноморского флота. «Армения» могла взять на борт около тысячи пассажиров, имела вполне приличную скорость — 15 узлов. Чтобы сделать из «Армении» санитарное судно, сломали перегородки кают, ресторанов и салонов отдыха пассажиров, взамен сделали одну большую операционную и несколько перевязочных. Так «Армению» подготовили к войне.

Капитан теплохода Владимир Плаушевский был призван на военную службу и назначен командиром теперь уже санитарного транспорта «Армения». Считается, что на верхнюю палубу и борта теплохода были нанесены огромные красные кресты, хотя было это на самом деле или нет — достоверно неизвестно. Зато абсолютно точно, что на палубе теплохода были установлены четыре 45-миллиметровых орудия. Они хорошо были заметны как с воздуха, так и через перископ подводной лодки, и нахождение их на госпитальном судне явно шло вразрез с Женевской конвенцией, но ведь и немцы, как уже было известно, не придерживались цивилизованных правил ведения войны. Госпитальные суда не раз подвергались атакам немецкой авиации. Так, в июле 1941 года были повреждены санитарные транспорты «Котовский» и «Антон Чехов», горела после бомбёжки «Аджария», в августе затонул атакованный немецкими самолётами пароход «Кубань».

За два месяца своей военной службы «Армения» вывезла из Одессы и Севастополя на Кавказ несколько тысяч человек. В последний рейс теплоход вышел из Туапсе под прикрытием эсминца «Сообразительный» утром 4 ноября 1941 года. На его борту было более полутора тысяч бойцов и командиров Красной Армии, которые должны были пополнить гарнизон Севастополя. Город ещё 29 октября был объявлен на осадном положении, бои шли в пригородах. «Армения» пришвартовалась к Угольной пристани севастопольской гавани утром 6 ноября, нарочный вручил Плаушевскому приказ: принять на борт раненых и весь персонал медучреждений флота.

Страшная давка на причале у трапа, погрузка шла «вповалку», на борт поднимали носилки с ранеными, ящики с оборудованием и медикаментами. Гул близкой канонады заставлял спешить. На «Армении» город покидал медперсонал Севастопольского военно-морского госпиталя, 2-го военно-морского и Николаевского госпиталей, санитарно-эпидемиологической лаборатории, Ялтинского санатория. Приказ эвакуироваться получили даже несколько медсанбатов державшей оборону города 51-й армии. Смогли попасть на борт теплохода и несколько сотен жителей Севастополя.

Продолжение читайте в августовском номере (№8, 2012) журнала «Чудеса и приключения».
Похожие статьи:

Теги: ,