01

Под занавес Года кино в России и в связи с четвертьвековым юбилеем журнала интересно вспомнить об этом, также отмеченным числом 25, методе влияния на подсознание

Появление кино поставило перед человечеством проблему его отражения на психике. Сила воздействия этого нового вида искусства сомнений не вызывала. Уже на первых демонстрациях братьями Люмьер их премьерной киноленты «Прибытие поезда» некоторые зрители в панике вскакивали с мест и бежали прочь, чтобы не попасть под колёса локомотива, несущегося на них с экрана. Кино ломало грань между светозвуковой иллюзией и реальностью. Самым проницательным наблюдателям уже тогда стало ясно, что через эту размытую грань в сознание людей можно заложить не только нужные эмоции и информацию, но и какие угодно команды и установки.

В 1918 году немецкий медик Франк впервые начал изучать реакции мозга на кино. Однако его идеи намного опередили своё время и не могли быть реализованы из-за отсутствия необходимого оборудования. Примерно в те же годы «величайший режиссёр всех времён» Сергей Эйзенштейн также задумался о воздействии кино на психику и предложил революционные способы достижения нужных эмоциональных эффектов у зрителя с помощью особых визуальных рядов и скрытых символов. Он же исследовал влияние частоты сменяемости кадров на восприятие и пришёл к выводу, что наиболее комфортным является их мелькание в пределах около 20 штук в секунду.

Время мало что добавило к расчётам Эйзенштейна. Сегодня в кинозалах перед нашими глазами за мгновение проносится 24 кадра, которые из-за инертности нашего восприятия выглядят как движущаяся картинка. В 1957 году американский психолог и маркетолог Джеймс Вайкери заявил, что изобрел технологию, которая позволяет использовать этот эффект для продвижения товаров. Он вставил в традиционный видеоряд дополнительный 25-й кадр с рекламной надписью.

Так как наше сознание, по его словам, способно воспринимать только 24 кадра в секунду, то лишняя 25-я картинка вообще не будет видна зрителю. Однако она отпечатается в его подсознании и неизбежно повлияет на принимаемые решения. 25-м кадром эту технологию называем мы, обыватели. Специалисты же придумали ей более внушительное название – сублиминальная реклама, то есть скрытое привлечение внимания к продвигаемым товарам или услугам.

Рамазан Джигиль.
Продолжение в №12/2016 журнала «Чудеса и приключения», стр. 46 — 49

Похожие статьи:

Теги: , ,