Здзислав БексиньскийЗдзислав Бексиньский: «Я просто пытался с самого начала рисовать прекрасные картины»

Здзислав Бексиньский родился в 1929 году в Южной Польше. Детство его пришлось на сложные годы Второй мировой войны. После окончания школы мальчик отправился в Краков, чтобы получить образование архитектора. Закончив обучение, Бексиньский вернулся в родной город Санок и получил неплохую должность на стройке. Но, как позже признавался художник, он ненавидел эту работу: «Архитектура подразумевает коллективную деятельность, а я не могу работать в команде. Если бы я мог построить дом сам, от начала и до конца, возможно, остался бы архитектором, а не стал бы художником». Здзислав БексиньскийВсе душевные силы и время он посвящал своим увлечениям: попробовав себя в фотографии, скульптуре, коллаже и живописи, он в конце концов остановился на живописи. То, к чему многие художники идут годами, путём мучительных поисков, — свой неповторимый узнаваемый стиль у Здзислава проявился сразу. Ещё в фотографии он тяготел к впечатляющим постапокалиптическим пейзажам: пустыни, тусклый свет, неровные ландшафты, бугристые поверхности, тщательно выписанные детали. В картинах, как правило, весьма больших по размеру, он довёл свой стиль до совершенства.

Здзислав БексиньскийНесмотря на абсолютно сюрреалистический мир, рождающийся на полотнах, этот странный для коммунистической страны художник быстро завоевал признание. На первой же престижной варшавской выставке в 1964 году все его картины были проданы. К 80-м годам Бексиньский уже известен во всех странах Восточной Европы и в США. Чуть позже он завоёвывает признание и крайне требовательных ценителей искусства в Японии, его работы вывешены в музее искусств в Осаке.

Бексиньский почти никогда не посещал выставки и музеи. Не интересовался работой других художников. С усмешкой рассказывал, как однажды ему стало немного стыдно: в музее он столкнулся с работами давно прославившихся экспрессионистов. А ведь он искренне считал, что сам недавно открыл этот стиль живописи!Здзислав Бексиньский

Редко ходил он и в кинематограф, почти не читал книг. Однако, парадокс, этот затворник ненавидел тишину, в его доме всегда звучала музыка. Творил он под произведения классиков, предпочитал Шнитке, однако отрицал, что черпает в музыке вдохновение: «Я просто использую её как стимулятор, вместо крепкого кофе с сахаром».

Он никогда не давал названия своим работам. Людей, которые считают, что картина должна «означать» что-то конкретное и простое, — презирал; работы художников, замысел и идея которых легко разгадываются, — считал всего лишь иллюстрациями. Здзислав БексиньскийЛегко представить, в какой ужас он приходил, встречая в прессе среди отзывов и рецензий на свою живопись строчки: «Картина написана в знак протеста против угрозы экологической катастрофы». Сам того не ведая, он повторил слова Магритта: «Целью искусства является тайна», а вовсе не протест.

Здзислав БексиньскийВ жизни художник был антиподом своих картин: скромный, очень мягкий и приятный в общении, с тонким чувством юмора. Он настаивал, что его ужасные апокалиптичные видения оптимистичны, и вспоминал Кафку — тот истерически смеялся, читая собственные произведения вслух.

Здзислав Бексиньский. Неназванная картина, 1984Способен ли гениальный художник предвидеть будущее? Отражают ли картины Бексиньского то, что ждёт человечество?.. Последняя картина Бексиньского — старик со множеством ран, лежащий на полу. Здзислав БексиньскийСпустя некоторое время после её завершения, 9 ноября 2005 года, Здзислава обнаружили в его варшавской квартире мёртвым. Как выяснило следствие, соседский подросток из неблагополучной семьи нанёс ему 17 ударов ножом во время неудачной попытки ограбления. У художника не нашлось даже сотни долларов... Свою смерть он предугадал удивительно точно.

 

Похожие статьи:

Теги: ,