Откуда его живопись? Из снов, подсознания или… Рассматривая работы Рея, можно спорить, можно их не принимать, критиковать. Но картины этого художника признаны во всём мире. А очередную выставку его творений ждут тысячи людей.

Создание живописных образов – зачастую единственный способ сообщить миру невыразимое словами. Для путешественников по параллельным мирам, исследователей пространства мировой души, странников по астралу единственный язык, на котором можно рассказать окружающим о пережитом, – язык искусства. Один из подобных таких странников-живописцев – современный канадский художник Рей Цезарь.

Холсты из компьютера

Родился Рей в 1958 году в Лондоне. В 1967-м семья переехала в Торонто, где художник живёт и сегодня. Рисует он с детства, стихийно, не задумываясь – «пуcть руки делают то, чего ум не ведает». Такой метод по его мнению похож на буддийскую практику медитативной работы, когда создаваемая вещь просто становится тем, чем она хочет быть. Свои картины, внешне похожие на живописные опыты, художник создаёт на компьютере. Рей воспринимает его как продолжение ума. Как некую виртуальную комнату, оставшись в которой можно играть в любые игры.

Несмотря на то, что работает он по наитию, а основной инструмент – компьютер, многие эскизы будущих работ Рей сначала выводит в блокноте карандашом, сидя, например, в кафе. Но не подумайте, что это строгий план будущей работы, – скорее, напоминание о чувстве, которое хотелось передать. Удерживая его в душе и памяти, художник погружается в виртуальное пространство. Там можно сочинить любые трёхмерные образы, расставить их как актёров, визуализировать... После того как модели созданы, художник раскрашивает их, словно обёртывая текстурами. Такие файлы для будущей раскраски он собирает как завзятый коллекционер, фотографируя всё, что привлекло его внимание. Сканирует лепестки цветов, срезы древесины, текстуру кожи – да всё, что влечёт глаз. Потом в сцену добавляются источники света, воздух, туман. И только после этого работа распечатывается на принтере. На создание одной картины-сцены уходит не меньше трёх недель.

Удивительно, но, воплощая свои фантазии, художник не стремился к славе. Несколько лет он работал исключительно ради собственного удовольствия, не показывая свои творения никому. А если и вешал их на стену, то перед появлением в доме гостей снимал и прятал. Так и продолжалось, если бы после своей смерти мать несколько раз не пришла во сне к художнику в странных реалистичных видениях. Эти повторяющиеся сны Рей истолковал как знак-указание открыть миру свои странные произведения. Успех и признание не заставили себя ждать.

Сегодня Рея Цезаря можно без преувеличения назвать основателем оригинальной ветви сюрреализма. За десять лет он превратился в классика жанра. Его работы задают тон в компьютерном дизайне. Многие кутюрье признают: костюмы, созданные художником для своих персонажей, выполнены на высочайшем мировом уровне. Режиссёры привлекают Цезаря для работы над дизайном кинолент. Характерный декаданс электронных миров, стиль изысканной викторианской эпохи, тщательность и проработанность каждой детали отмечают работы Рея от множества других. Но главная особенность – совершенно непредсказуемая фантазия.

Неуязвимые дети

Многие персонажи картин Рея – дети или похожие на детей. И это не случайно: художник почти два десятка лет проработал в детской клинике, занимаясь документированием и фотосъёмкой детских травм. Зачастую это были последствия насилия и жестокости. В конце концов он не выдержал и, как позже признался, просто сбежал. В одном из интервью, художник раскрыл тайну замысла многих своих картин – он пытается создать мир, в котором маленькие божественные существа властвуют над всем и никакая травма и боль не могут причинить им никакого вреда.

Ну, а на вопрос, кто из художников повлиял на него, Цезарь не может ответить точно. Ведь невозможно выделить какой-то основной источник впечатлений, если сама жизнь постоянно формирует внутренний мир человека. Всё влияет на нас: в детстве обложки первых книжек, потом картинки мультфильмов, многочисленные рекламные плакаты, которые окружают идущего по улице и маленького, и взрослого человека… Хотя, если уж называть имена, художник, конечно же, вспоминает Сальвадора Дали, ведь именно он впервые открыл окно в параллельный мир сюрреализма. А из старинной живописи Рею ближе других Антуан Ватто – основоположник французского рококо XVII века.

Художник считает, что люди воспринимают его работы слишком серьёзно, а лучшим отзывом о своём творчестве называет заразительный смех одного ребёнка, случайно попавшего с родителями на его выставку. Малыш оказался в череде проходящих мимо его работ серьёзных любителей искусства и вдруг засмеялся, тыча в одну из картин пальцем. «Пробудившаяся в тот момент во мне сильная радость не сравнима с вялыми чувствами, которые я испытывал, читая даже самую восторженную критику искусствоведов», – признался художник.

Начинающим коллегам Рей советует: «Никогда не слушайте критику и комплименты… Страх, что не сможешь сделать работу, является веским основанием, чтобы её начать. Начни работу, работай и обязательно закончи её – это главное».

Сергей Панасян

 

Похожие статьи:

Теги: , ,