Хорошо известно, что Дали начинал с традиционной манеры живописи. Затем он отходит от классики и отправляется в поиск новой реальности. Этот процесс знаменуется многими работами, одной из которых становится сюрреалистическая фантазия на тему образа друга. А вскоре художник открывает главную тему своего творчества – поиск четвёртого измерения

Сначала он следует модной в то время теории искривлённого пространствавремени А. Эйнштейна, воплотив её в знаменитый образ мягких часов («Постоянство памяти»). Но прежде чем построить новую четырёхмерную реальность, необходимо разрушить обычную трёхмерную. И Дали не щадит ничего, расцвечивая свою разрушительную инициативу с щедротой испанской корриды. Он рушит ключевые образы эпохи в поиске разнообразных форм иной реальности. Так рождается его самое знаменитое изобретение – проявление в образах привычного мира тайного второго плана, которое ложится в основу целой серии картин.

Поиск приводит Дали к расслоению мира на одномерные и плоские составляющие. Но художник не останавливается только на расслоении, ему необходимо раздробить мир до атомарного состояния, а уже из этих атомов сложить новый мир четырёх измерений. Начиная с 50х годов Дали перешёл от анализа к синтезу. Из сферических точек он мастерски воссоздаёт новые живые образы. Эта же идея с большим количеством деталей воплощается в картине «Галатея сфер».

Распавшийся мир синтезируется художником в новый, четырёхмерный, в котором объекты, лишённые тяготения земли, как бы повисают в воздухе, на невидимом каркасе четвёртого измерения. Эта тема особенно ярко воплощена в двух знаковых работах: четырёхмерном распятии, с объёмными гвоздями и «Тайной вечере». Первой картиной объявляется переход в четырёхмерный мир, поскольку знаковый для западного мира символ – распятие – базируется на четырёхмерном кубе. А тайная вечеря происходит внутри додекаэдра – символа четырёхмерной «упаковки», в которой центральный элемент окружён двенадцатью равноудалёнными внешними элементами (1+12), что в числовом выражении идентично легенде: Христос в центре и двенадцать апостолов вокруг. В созданный своим воображением четырёхмерный мир Дали помещает ключевые образы христианской культуры: мадонна, Христос, вечеря.

Это мир тайного смысла и невидимых опор, невозможный в трёхмерном пространстве. Дали указывает на них названием одной из последних своих работ («В поисках четвёртого измерения»). Тут в центре внимания уже не искривлённое пространствовремя Эйнштейна, символизируемое мягкими часами, этот почти отвергнутый образ Дали убирает на второй план, а на первый выплывает из мрака неведомого, который символизирует тёмная пещера, фигура додекаэдра – символ четырёхмерной «упаковки». И белый квадрат справа – знак просветления самого художника – означает понимание им, что тайна четвёртого измерения кроется именно в этой фигуре. Это интуитивное прозрение опережает многие научные открытия. Картина полна тайного смысла и насыщена множеством символов, разгадать которые сразу нелегко.

Любопытно, что у другого известного художника, голландца Эшера, в картине «Порядок и хаос» порядок мира символизирует додекаэдрическая фигура, вокруг которой разбросаны предметы трёхмерного мира, указывающие на его хаос. Так на двух полюсах западного мира, на севере и юге – в Голландии и Испании – два великих художника XX века, искавшие дорогу к новому измерению, пришли к одному и тому же результату.

Сергей Сухонос

Похожие статьи:

Теги: , , ,