рафаэль

Беллини, Перуджино, Рафаэль, Веронезе, Караваджо, Пуссен… Одни только имена этих прославленных мастеров кисти уже вызывают трепет в душе. Насладиться же созерцанием подлинных произведений величайших живописцев прошлого, хранящихся в Музеях Ватикана, не выезжая из России, – невероятная удача.

Впервые Музеи Ватикана показывают в России, в Государственной Третьяковской галерее, лучшую часть своей коллекции – шедевры XII–XVIII веков. На выставке «Roma Aeternа. Шедевры Пинакотеки Ватикана» демонстрируются 42 раритета, каждый из которых исключителен. Ранее Музеи Ватикана, входящие в десятку крупнейших мировых собраний, не вывозили за свои пределы столь значительное количество выдающихся произведений из постоянной экспозиции одновременно. А некоторые живописные полотна вообще никогда не покидали пределы Ватикана.

Выставка в ГТГ словно погружает посетителей в атмосферу Рима – великого города. Живописные картины по преимуществу римской школы, многие из которых когда-то украшали соборы Ватикана, разместились в специально созданной экспозиции. Один из залов оформлен как восьмиугольник, по аналогии с главным пространством Пинакотеки Ватикана. Другой зал повторяет форму площади у собора Святого Петра.

Открывается выставка редчайшей иконой XII века «Христос Благословляющий» неизвестного мастера римской школы. До поступления в Пинакотеку она находилась в церкви Санта Мария ин Кампо Марцио – одной из старейших в Риме. Эта загадочная икона не только является аналогией древнерусских изображений Спаса Вседержителя, но и демонстрирует прямое родство итальянского и русского искусства. Рядом картина Mаргаритоне д'Ареццо «Святой Франциск Ассизский» (XIII век) – выдающийся образец позднего романского стиля. Это одно из самых ранних изображений святого Франциска Ассизского, сделанных вскоре после его канонизации в 1228 году.

В зале, посвящённом Высокому Ренессансу и барокко, представлены работы таких мастеров, как Паоло Веронезе, Лодовико Карраччи, Гвидо Рени, Никола Пуссен, Гверчино. Здесь же находится и главный шедевр экспозиции – мистическая картина Караваджо «Положение во гроб», написанная в начале семнадцатого столетия для церкви Кьеза Нуово и отвергнутая церковниками.

В центре зала расположены две работы Рафаэля – самого влиятельного художника в истории искусства. Это камерные гризайли «Вера» и «Милосердие», выполненные художником для алтаря церкви Сан Франческо аль Прато в Перудже.

Завершает выставку серия таинственных картин Донато Крети «Астрономические наблюдения» XVIII века, вставленных в одну раму. На них изображены ночные наблюдения за всеми известными в то время планетами Солнечной системы.

Выставка в «Roma Aeternа. Шедевры Пинакотеки Ватикана» в ГТГ продлится до 19 февраля 2017 года. Примечательно, что она стала частью большого проекта. В нынешнем году в Ватикане пройдёт ответная выставка, значительную часть которой составят произведения русской живописи на евангельские сюжеты из коллекции Третьяковской галереи.

Марина Александрина, искусствовед, член ТСХР

Подробнее: в №1/2017 журнала «Чудеса и приключения»

 

 

Похожие статьи:

Теги: ,