Одд НедрумВсегда одетый в кафтан, ниспадающий до пят, с торчащими во все стороны волосами, Одд Недрум утверждает, что он — непонятый гений и последний форпост настоящей живописи.

Рембрандт против модерна

Одд Недрум родился 8 сентября 1944 года в Норвегии. Сегодня его работы можно увидеть по всему миру: от национальной галереи в Осло до Нью-Йоркского музея Метрополитен. Все его крупномасштабные аллегорические полотна выполнены в крайне трудоёмкой технике масляной живописи эпохи Возрождения. И образы своих героев Одд создаёт «по старинке». Для него поиск нужного ракурса, позы, выражения лица — это многодневные сеансы с живой натурой, изнурительные как для художника, так и для модели. Подтверждение тому, что к созданию картины художник подходит более чем обстоятельно, можно найти и взглянув на эскизы. Их и эскизами-то назвать сложно, это самостоятельные, тщательно выполненные полноразмерные работы. «От хорошей картины должно пахнуть потом, — говорит Недрум, — и обращаться она должна к старым мастерам. Но не потому, что они старые, а потому, что они действительно — мастера». Себя художник называет мастером китча. И противопоставляет своё творчество всему современному искусству. «Самые лучшие картины Рембрандта, будь они написаны сегодня, сочли бы китчем», — утверждает Недрум.

Надо сказать, что война с тем, что большинство называет современным искусством, началась у Одда с самого начала творческого пути.

Для поступления в Национальную академию в Осло требовалось представить три работы. Но молодой художник смог отобрать лишь два, на его взгляд, стоящих полотна, в которые вложил немало сил и времени. Третьим же приложил наспех сделанный эскиз. Его профессора и посчитали интересным. Такая оценка его работ поставила под сомнение авторитет «мэтров», обучающих студентов, о чём Недрум неоднократно высказывался. И, естественно, он не вошёл в список любимых учеников ни у одного преподавателя.

Одд был влюблён в живопись Караваджо и Рембрандта. А вся Европа находилась во власти модерна. Университеты, всегда считавшиеся оплотом классического образования, и те оказались полностью во власти новых идей. Вырвавшийся на свободу из андеграунда модерн сам загнал классическую академическую живопись в глубокое подполье. Искусство хаотических цветовых пятен, творчество, не требующее ни труда, ни умения, царствовало в стенах серьёзных учебных заведений. От студентов-художников зачастую совсем не требовали... умения рисовать! Всё это противоречило убеждениям Недрума. «Ироничный» взгляд модерна на все терзания души человеческой он считал лишь маской, под которой скрывается обыкновенный цинизм.

Свою позицию Одд обозначил чётко и придерживается её и поныне.

Впав в немилость у модных галеристов и успешных «живописцев» модерна и постмодерна, он, тем не менее, находит своего зрителя и признание.

От мольберта в тюрьму

Одна из работ художника, вызвавшая в своё время большой скандал, называется «Убийство Андреаса Баадера».

Андреас был известным террористом, державшим в страхе Германию. На его счету несколько похищений чиновников, когда-то связанных с нацистами, нападения на базы НАТО, развёртываемые в Европе. Цель организации, основанной Андреасом, — свержение власти капиталистов и война обществу потребления. Державший в напряжении весь германский истеблишмент Андреас был в конце концов пойман и заключён под стражу. А потом — найден мёртвым в своей камере. Официальное заключение — самоубийство — вызвало много вопросов: откуда у заключённого пистолет, как левша выстрелил сам себе в затылок правой рукой?

Однозначность названия полотна и композиция, напрямую отсылающая к известному произведению Караваджо «Мученичество св. Петра», недвусмысленно говорят об отношении художника к произошедшему.

Не менее скандальным оказалось и полотно «Арест». Своеобразная трактовка библейского сюжета изгнания из рая Адама и Евы вызвала шквал критики. К тому же тогда по странам Европы прокатилась волна арестов многих неугодных властям общественных деятелей. А какой протест вызвало у многих полотно «На отмели»! Женщина с младенцем, лежащая в грязи отлива, напоминает Богоматерь, а ржавое ведро за её головой — намёк на то, во что в современном мире искусства превращаются нимбы святых... Естественно, в прогрессивной и свободной Европе картины Недрума неоднократно снимали с выставок, да и сам он довольно часто подвергался преследованиям властей.

Последней новостью стал арест художника в 2011 году и обвинение в неуплате налогов. Сам он ситуацию объясняет так: «Я прекрасно разбираюсь в математических пропорциях своих картин, но я совершенно не умею считать деньги». Найденную у него крупную сумму он не считает своей. Несколько лет назад Одд создал ряд полотен с использованием масла собственной рецептуры. Тем, кто их приобрёл, обещал — если картина под воздействием солнца или со временем потечёт — полностью вернуть деньги. Для этого и хранил пачки купюр, относительно которых у норвежской налоговой полиции возникли вопросы. Правосудие северных стран суровое: 2 года тюрьмы, и главное, с полным запретом на это время любого художественного творчества. Подобная несправедливость, уверен Недрум, — месть современного мира, оказавшегося в плену бездуховности.

*   *   *

«Когда я рисую, я словно тону в воде. Чтобы не утонуть, в ход идут все средства. Ветошь, шкурка, нож, собственные пальцы, кисти — короче, я рисую всем, что попадётся под руку», — рассказывает художник. И похоже, что своим творчеством он пытается спасти не столько себя, сколько весь наш погружающийся в бессмысленность постмодерна мир.

Художник Одд НедрумХудожник Одд НедрумХудожник Одд НедрумХудожник Одд НедрумХудожник Одд НедрумХудожник Одд НедрумХудожник Одд НедрумХудожник Одд НедрумХудожник Одд НедрумХудожник Одд Недрум

Похожие статьи:

Теги: , , , ,