Эндрю УайетИные критики привыкли обвинять американское искусство в отсутствии страстности и глубины, работе на зрителя и преувеличенно-кричащем стиле. Объясняют, как правило, это тем, что история культуры! США, по сравнению с историей культуры! той же Европы, совсем молода. И это правда. Но есть и в ней имена, стоящие вровень даже со старыми и давно признанными мастерами мирового искусства. Одно из них — Эндрю Уайет. Мастер магического реализма — так окрестили его искусствоведы.

Мистик-домосед

Эндрю Уайет родился в 1917 году в Пенсильвании, в небольшом городке Чеддс-Форд. Отец его, известный книжный иллюстратор Ньюэлл Уайет, обучил сына своему ремеслу, и тот уже в возрасте двадцати лет открыл свою первую выставку акварелей. Она имела успех, все картины, выставленные в Галерее Макбет, на удивление быстро раскупили восторженные ценители. Успех и дальше сопровождал молодого художника, и уже к 1955 году он становится членом Национальной академии дизайна и Американской академии искусств и литературы. Не так быстро, но приходит к нему и международное признание. И хотя его картины и выставки колесили по всему миру, сам Уайет всегда отличался почти полным отсутствием интереса к каким-либо поездкам и путешествиям. Всю жизнь он провёл там, где родился. А на летние месяцы переселялся в городок Кушинг, штат Мэн.

«Я сознательно не люблю путешествовать, — писал в своих дневниках Эндрю Уайет. — После путешествия вы никогда не возвращаетесь такими же — вы делаетесь более эрудированными... Я боюсь утратить что-нибудь важное для моей работы, может быть, наивность».

Неудивительно, что на всех его картинах — пейзажи всего двух мест, а герои полотен — соседи, живущие неподалёку. Выбор в качестве модели человека, с которым хорошо знаком, уважительное внимание к каждому — этому правилу художник почти никогда не изменял. Да и рисуя природу, он, прежде чем взяться за кисть, стремился познакомиться с ней максимально близко и мог часами лежать на земле, вглядываясь в маленькую веточку или цветок, — «вживаться в их бытиё».

Окружающую действительность и повседневность Эндрю возвёл в ранг самого ценного, что может быть дано человеку. Порой кажется, что, погружаясь в любой объект своего творчества, художник старается проникнуть сразу в суть всех вещей. И передаёт это на холсте настолько точно, что незаметно переходит грань между видимым внешним и внутренним миром. Не зря искусствоведы, описывающие его творчество, заговорили об Эндрю как о «мистическом гиперреалисте».

Художник Эндрю УайетВселенная Хельги

Каждое драматические событие в личной биографии всегда событие и в художественном пространстве Уайета. Одно из таких событий — встреча с Хельгой Тесторф. Трудившаяся на соседней ферме немка-эмигрантка, которую взяли на работу в дом соседи, стала человеком, через которого Уайет открывал и познавал на холсте, казалось, целую Вселенную. Как итог — 247 картин за почти 15 лет с главной героиней — женщиной со скуластым, ничем не примечательным прусским лицом и широко расставленными глазами. Картины создавались в тайне от всех, даже от жены, и художник впоследствии никогда не комментировал ни историю возникновения этой серии, ни обстоятельства работы. Лишь однажды, в дневнике, описал первый момент этой перевернувшей его жизнь встречи: «И тут на вершине холма показалась маленькая фигурка в зелёном немодном пальто с пелериной. Покрытый жухлой прошлогодней травой, освещённый слепящим зимним светом, этот холм преобразился. В этой худенькой женщине, рука которой повисла в воздухе, я увидел себя, свою мятущуюся душу».

Когда цикл работ с Хельгой Тесторф открылся миру, журналисты просили хотя бы жену художника что-то сказать по этому поводу. Она ответила: «Ему повезло, что полотна оказались гениальны, иначе я бы его убила».

Уайет в СССР

Неожиданно для себя Эндрю Уайет стал художником, чьё творчество признали и в нашей стране. В 1978 году он стал почётным членом Академии художеств СССР. Редкий американский художник удостоился такой чести. Ведь у большинства художников из Америки на холсте обнаруживались признаки воспевания капитализма. И только полотна Уайета, обращённые к чистому искусству, оказались свободны от «грязной политики». Впрочем, и их тщательно отбирали для показа советскому человеку, стараясь взять те, где больше быта и меньше метафизики. Это были порой не самые лучшие работы художника, но и они завоевали признание советского зрителя. Репродукции из вышедшего в 70-х годах журнала «Америка» с работами Уайета многие повесили на стены. Пусть интуитивно, но люди почувствовали, что в этих полотнах есть нечто большее, чем «суровый быт трудового американского народа» и внутренняя магия настоящей живописи сделала своё дело.

* * *

Искусство Эндрю Уайета — это искусство существовать в одиночестве. И оно знакомо каждому. Вот на холсте только пустые холмы и фигурка путника, двигающегося не покоряя, но подчиняясь и принимая пространство. Взгляду современного зрителя, привычному к зовущим, ярким объектам, не за что зацепиться — и без этой опоры теряешь равновесие и погружаешься в себя. Тогда вибрирующая напряжённость живого поля, пронизывающего весь мир, завораживает зрителя. «Я убеждён в том, что искусство художника способно преодолеть лишь такое расстояние, какое способна преодолеть его любовь», — писал Уайет. Что ж, его искусство покорило не только планету, но и время. А то что человек смертен, — так это только на Земле.

Художник прожил долгую жизнь, оставив тысячи полотен, и перешёл в иной мир в возрасте 91 года в своём доме, во сне.

Художник Эндрю УайетХудожник Эндрю УайетХудожник Эндрю УайетХудожник Эндрю УайетХудожник Эндрю УайетХудожник Эндрю УайетХудожник Эндрю УайетХудожник Эндрю УайетХудожник Эндрю УайетХудожник Эндрю УайетХудожник Эндрю УайетХудожник Эндрю Уайет

Похожие статьи:

Теги: , , ,