Мало кто из мастеров живописи прошлого вёл дневники. Но остались полотна, вглядываясь в которые можно прочесть жизненный путь художника, увидеть взлёты и падения его души, отражённые на картинах с документальной точностью или зашифрованные тайнописью символов. Творения, словно дорожные карты, отмечают путь автора по запутанному лабиринту жизни. Изучая их, понимаешь – коротких и простых путей в искусстве нет.

Кристофер Ульрих, известный калифорнийский художник-сюрреалист, открывая в 2012 году выставку, посвящённую своему очередному живописному проекту, признался: представленные работы – скорее дневниковые записи, документирующие на языке символов опыт общения с собственным бессознательным. Или – результат общения души художника со Вселенной. «Что-то потустороннее начинает переговоры с вами, в результате вы понимаете: ему необходимо для воплощения дерево. Не холст. А потом – берётесь за краски. Если бы приходящие образы потребовали для себя скульптурной формы в граните, то я бы не раздумывая взялся за молоток и зубило».

Страсть Ульриха к мифологии, алхимии, мистике очевидна – каждая картина словно сборник символов, но символов, находящихся между собой в странном сюрреалистичном взаимодействии. Зрители и критики называют его работы окнами в другие миры. А наиболее впечатлительные почитатели творчества утверждают, что это не окна, а двери и в них можно войти.

Началось всё с небольшой выставки, которую 34-летний Кристофер устроил в 2005 году в капелле известного художника-визионера Алекса Грея. Работы имели огромный успех. Вдохновлённый этим, Ульрих начал первый свой большой живописный проект. В его основу легли несколько картин с первой выставки, но в результате получилась большая серия, названная автором «Demoneater» («Сборник демонов»). По словам художника, эта серия обнажает сущности демонических, нижних миров. Её ждал большой успех, выставочные работы вышли даже отдельным альбомом. Вторая серия – «Illuminator» («Просветители») – посвящена грехам и заблуждениям, терзающим человечество. Её художник представил зрителям в 2010 году. И сразу же сосредоточился на третьей серии. По его замыслу, она должна заканчивать своеобразный триптих, символично перекликаясь с работами первой серии.

Названная Кристофером «Chronocrater» («Хранители времени»), третья серия работ символично показывает процессы самосознания и искупления, иллюстрирует борьбу человека с жестокими силами, скрывающимися в его душе. Каждая картина выполнена в классической технике масляной живописи на деревянных панелях. Но поверх красок использовано современное полимерное покрытие, делающее палитру яркой, насыщенной. Хотя это совершенно новый метод, зрителям кажется, что картины написаны в стиле мастеров эпохи Возрождения или поздней готики, иные же работы как иконы – светятся изнутри.

Сам художник рассказывает о том, как пришёл к такому решению: «Картины были закончены, оставалось покрыть их лаком, сфотографировать и сложа руки сидеть и ждать открытия выставки. Я не думал, что буду использовать горячие токсичные смолы. Я не предполагал, что смогу поднять паяльную лампу на свои работы. Однако сделал это. Страх уничтожить уже готовые работы был огромен. Любая ошибка могла привести к катастрофе. Реклама выставки уже прошла в прессе, аренда залов оплачена, договоры заключены. Однако всё сработало: смола усилила энергетические вибрации выполненных работ. Почему я сделал это? Не могу ответить на этот вопрос. Что-то коснулось меня, какая-то идея, и я уже не мог остановиться».

Завершается третья серия большим полотном «Тайная вечеря». Однако она далека от канонического образца. Пространство картины причудливо переполнено евангелическими персонажами и образами. А в правом углу со спины мы видим фигуру самого Кристофера, его лицо отражается в зеркале. Он покидает полотно. Что это – намёк на то, что каждая картина – лишь отражение души художника? Или рассказ о том, что он – смертный и здесь, на полотне, в мире духа не может остаться? Но над ним расправил крылья белый голубь – символ спасённой души, прошедшей очищение, Духа Святого.

Сергей Панасян

Похожие статьи:

Теги: , ,