Мексика предоставила ей политическое убежище и стала вторым домом

Мария де лос Ремедиос Алисия Родрига Баро Уранга, известная как Ремедиос Баро, родилась 16 декабря 1908 года в городке Аглес, в Испании. У Ремедиос было двое братьев и сестра. Её отец работал инженером-гидравликом, а мать воспитывала детей. С ранних лет Ремедиос рисовала мелом и карандашом, отец поддерживал её увлечение, обучив дочь чертёжному делу, что она позже использовала в своих картинах.

Девочка обладала богатой фантазией, увлекалась мистикой и некоторое время обучалась в монастырской школе. В 15 лет она поступила в Королевскую Академию изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде, получив классическое художественное образование (в те же годы там учился Сальвадор Дали).

Чтобы освободиться от влияния родителей, Ремедиос в конце обучения, в 1931 году, вышла замуж за сокурсника Жерардо Лизаррага, с которым уехала в Париж. Через год они вернулись в Барселону, а спустя 4 года развелись, сохранив дружеские отношения на всю жизнь. В этом браке у Ремедиос родились сын и дочь. В 1935 году в Испании вспыхнула гражданская война. Один из братьев Баро стал республиканцем, другой присоединился к армии Франко и погиб на фронте. Для Баро, семья которой раскололась пополам, это стало трагедией. В 1936 году Ремедиос познакомилась и переехала жить к одному из солдат-добровольцев Международной бригады, сражающейся за республиканцев. Это был прибывший из Парижа французский поэт-сюрреалист Бенджамин Пере, который позже станет её вторым мужем. Вдвоём они покидают охваченную войной Европу.

20 ноября 1941 года корабль с художницей и поэтом на борту отходит из Касабланки, за месяц пересекает Атлантический океан и причаливает в порту города Веракрус в Мексике. Администрация президента Ласаро Карденаса предоставляет им политическое убежище. В Мексике их новый дом быстро становится местом общения сюрреалистов и антифашистов.

Но Мехико ненадолго будет пристанищем молодой четы. Второй брак тоже вскоре распался, и после 1946 года Баро в качестве иллюстратора отправляется в Венесуэлу, в научную экспедицию, организованную Французским институтом Латинской Америки. Там она создаёт рекламные иллюстрации (календари, листовки) для мексиканского подразделения немецкой фармацевтической компании «Байер». В 1949 году Ремедиос возвращается в Мексику, где продолжает заниматься иллюстрациями.

В 1952 году она вышла замуж за австрийского политика Уолтера Груена, с которым прожила до конца своих дней. Груен был ярым поклонником её творчества, он убедил Ремедиос отказаться от выполнения коммерческих заказов и посвятить себя живописи.

Одной из первых картин того периода был «Караван» (Roulotte, 1955) – аллегория её новой жизни с Груеном.

Тогда же Баро представила свои работы публике, на коллективной выставке в галерее Дианы в Мехико. На следующий год она сумела провести первую персональную выставку, и после этого её популярность не знала границ. Её картины трудно подогнать под какие-то рамки, их часто называют сплавом сюрреализма и фантастического реализма...

Аллегорическая природа большинства работ Баро сходна с картинами Иеронимуса Босха, и некоторые критики описывали её искусство как «постсовременную аллегорию».

На творчество Баро оказали влияние такие художники, как Франсиско Гойя, Эль Греко, Пабло Пикассо и Питер Брейгель, труды Экхарта, Блаватской, Гурджиева, Успенского, Фрейда и Юнга. Её интересовали магия и мистика, что находило воплощение в творчестве. Её герои – красивые, романтические юноши и девушки – живут в созданном ею волшебном, тонком, немного тоскливом мире, наполненном изяществом и мистицизмом.

Ремедиос Баро мало известна за пределами Мексики. Её знакомые вспоминают, что Ремедиос не воспринимала всерьёз свой талант, держалась отстранённо, с чувством собственного достоинства, подобно женским персонажам своих картин.

Она умерла в Мексике от остановки сердца 8 октября 1963 года, в возрасте 55 лет. Несмотря на то что её мировоззрение и художественный стиль сформировались в Европе, мексиканцы считают Ремедиос Баро своей художницей.

Рената Казакова

Похожие статьи:

Теги: , , ,