В семье выдающегося историка, ректора Московского университета Сергея Михайловича Соловьёва было 12 детей, два сына прославили свою фамилию и стали властителями дум России: Всеволод – писателем, чьи романы умножали тиражи журнала «Нивы», Владимир – философом, поэтом, литературным критиком. Но так уж сложилось, братья с детства соперничали. А после смерти отца и печатного спора из-за его научного наследия Владимир порвал все отношения со старшим братом. Однако оба оказались вовлечёнными в ещё один публичный скандал. Связан он был с именем Елены Петровны Блаватской. Но прежде, чем говорить о событиях начала 90-х годов, надо сказать несколько слов о том, кто такая Блаватская

В ХХI веке земля станет небом?

Если мы откроем «Русский биографический словарь», то прочитаем там о Блаватской, в частности, следующее: «Рано потеряв мать, Блаватская воспитывалась в Саратове и Тифлисе у своего деда и получила весьма поверхностное образование. Некрасивая и взбалмошная девушка 17 лет вышла за эриванского вице-губернатора Блаватского, человека, годившегося ей в отцы, без всякого увлечения, хотя и без принуждения со стороны родных, и через несколько месяцев, оставив мужа, начала скитальческую жизнь».

Она путешествовала по Египту, Греции и Малой Азии , три раза неудачно пыталась проникнуть в Тибет. В 1851 г. очутилась в Англии, где имела, по её словам, таинственное видение, после которого странствовала чуть не по всему миру. И, наконец, всё-таки проникла вТибет! Потом снова разъезжала по Индии и Центральной Азии, изредка появляясь то в Италии, то в Египте, то в Греции, то в Одессе, откуда в 1873 г. уехала в Америку…Насколько верны все эти сведения, неизвестно; несомненно только то, что Блаватская побывала во многих и малодоступных европейцу местах.

Но не своими странствиями по миру прославилась эта русская женщина. Всю свою энергию она направила на создание и утверждение не более и не менее как нового религиозного учения – теософии, обоснованием которого стали её книги, написанные по-английски. Замах был грандиозным. «Владеющая тайным знанием», она утверждала, что все великие религии произошли от теософии, и что именно ассимиляцией их мир будет, наконец, спасён от проклятия своих великих иллюзий и заблуждений. А о будущем теософии Елена Петровна рассуждала так: «Как она (теософия. – Ред.) существовала вечно на протяжении бесконечных циклов прошлого, так и будет существовать всегда в беспредельности будущего, поскольку теософия – это синоним ВЕЧНОЙ ИСТИНЫ».

Задачам распространения и утверждения в мире теософии должно было послужить и «Теософическое общество», созданное Блаватской вместе с американцем Генри Стиллом Олкоттом в 1875 году в США. Она утверждала, что если «Теософическое общество» выстоит и будет верно своей миссии, тогда в ХХI веке земля станет небом по сравнению с тем, какова она сейчас».

Всеволоду Соловьёву выпала судьба встретиться с Еленой Петровной в 1884 году.

Встреча и разрыв

Они познакомились в конце весны 1884 года в Париже. Блаватская прибыла сюда, чтобы основать ещё один филиал «Теософического общества». Соловьёв поехал за границу, чтобы развеяться и подлечить расстроенные нервы. Увидев в газете объявление о приезде Блаватской, он решился её посетить. О ней он слышал и раньше – читал её очерки о путешествии в Индию, публиковавшиеся в журнале «Русский вестник» под псевдонимом Радда-Бай (поздние рассказы Блаватской выйдут на английском уже посмертно, сборником «Кошмарные истории»).

Соловьёв признавал в Блаватской писательницу, «поражающую своим литературным талантом, огромной памятью и способностями быстро схватывать самые разнородные предметы и писать о чём угодно, писать интересно и увлекательно, хотя нередко бессвязно и разбрасываясь во все стороны». Однако шёл он к ней не как к писательнице, а как к знатоку мистики, человеку, обладающему тайными знаниями, к которым его влекло с юности. Он знал о её связях со знаменитым английским медиумом Юмом, о её статьях о спиритизме и её собственных медиумических способностях.

Он шёл к ней полный восторженных надежд, но поначалу и квартира, и сама Блаватская его чуть было не разочаровали: «…дверь отворилась, и предо мною… она – довольно высокого роста женщина, но производящая впечатление приземистой вследствие своей необыкновенной толщины. Большая голова её кажется ещё больше от густых, очень светлых, с мало заметной проседью волос, мелко, мелко крепированных (не искусственно, а от природы, как я потом убедился). В первую секунду старое, некрасивое, землистого цвета лицо её мне показалось отталкивающим, но вот она остановила на мне взгляд своих огромных, навыкат бледно-голубых глаз – и за этими удивительными глазами, таившими в себе действительную силу, забылось всё остальное. Я заметил, однако, что она весьма странно одета: в каком-то чёрном балахоне, что все пальцы её маленьких, мягких, как будто бескостных рук с очень тонкими концами и длинными ногтями унизаны драгоценными большими кольцами. Она встретила меня так просто, любезно и мило, мне так приятно было слышать её русский говор, что моё смущение прошло и вся неожиданность этой обстановки перестала меня изумлять – я, напротив, был очень рад, найдя совсем не то, чего ожидал».

Елена Иванова

Продолжение читайте в январском номере (№01, 2014) журнала «Тайны и преступления»

Похожие статьи:

Теги: , , , , ,