Итальянский дирижёр Симоне Фермани признался, что является потомком великого Джузеппе Верди. Осенью Фермани дирижировал в московском театре «Геликон» премьерой оперы «Бал-маскарад» Верди, поставленной к 200-летию со дня рождения композитора. На встрече с журналистами маэстро обнародовал волнующие факты личной жизни великого итальянского классика.

Джузеппина Стреппони

Но сначала немного о биографии Верди – без этой прелюдии невозможно понять, почему же столь важно признание Фермани.

В 1839 году композитор познакомился с Джузеппиной Стреппони, знаменитой певицей театра Ла Скала. Ему было 26 лет, и он был женат. Стреппони же слыла любовницей влиятельного импресарио Мерелли. Красавица, умница, к тому же наделённая чувством юмора, она очаровала Верди, и он пишет для неё оперу «Набукко» – с труднейшей и эффектной партией Абигайль.

Вскоре умирают двое детей, а затем и жена Верди. От этой потери он не опомнится никогда. Джузеппина, по крайней мере, не дала впасть ему в непроглядную тоску и апатию. И 13 августа 1842 года Мерелли открыл сезон Ла Скала премьерой «Набукко», меньше чем за два месяца она была показана 57 раз!

Верди больше не упускал Джузеппину из виду. Как и она его. В 1848 году они сняли под Парижем, в Пасси, виллу, утопавшую в цветах роз и азалий. К этому времени Стреппони почти потеряла голос. Зато она целиком посвятила себя заботам о своём гениальном спутнике, которого называла Волшебником. Хотя в её письмах можно найти и такое обращение: «Ты противное, гадкое чудовище», что вполне свидетельствует о не столь уж простых отношениях.

Эта пара всегда жила очень уединённо. Ведь Верди не собирался жениться! А по тем временам отношения с женщиной, известной своими прежними сомнительными связями, могли бы его скомпрометировать. Положение Стреппони было крайне унизительно, как ни старалась она держаться с достоинством. Особенно когда они в 1849 году, вернувшись в Италию, обосновались в маленьком провинциальном городке Буссето. Всё по той же причине, а тем более из-за диких местных нравов Верди и Стреппони практически не выходили из дома. С Джузеппиной в городе не здоровались, игнорируя её даже по воскресеньям в церкви: содержанка! В начале 1850 года Верди и его подруга переехали в поместье Сант-Агата неподалёку и отгородились от жадных взглядов высоким каменным забором. Их частная жизнь настолько замкнута, что целые месяцы выпадают из внимания биографов композитора.

В 1852 году Верди с горечью написал в письме своему благодетелю Антонио Барецци: «Что такого, что я живу в уединении?.. Что не принимаю участия в праздниках, в веселье других?.. Что сам управляю своим поместьем?.. Мне нечего скрывать. В моём доме живёт одна синьора, свободная, независимая женщина, любящая, как и я, уединение; состояние позволяет ей не испытывать ни в чём нужды. Ни я, ни она не обязаны отчитываться кому бы то ни было в своих поступках».

В 1859 году Верди принял решение жениться на Стреппони, но свадьба отложилась из-за начала войны, объявленной Австрией. И всё же 29 августа они наконец сочетались законным браком в Женеве. Свидетелями пригласили звонаря да кучера… До конца жизни Джузеппина, или просто Пеппина, не уставала повторять своему Джузеппе: «У меня нет никакого утешения на свете, кроме тебя!..» Она умерла в 1897 году; композитор – в 1901-м: успел вступить в ХХ век, подтвердивший его непререкаемый и непрекращающийся триумф.

Наталья Зимянина

Продолжение читайте в ноябрьском номере (№06, 2013) журнала «Тайны и преступления»

Похожие статьи:

Теги: , , ,